Гробница Рахили — надгробие и помещение, построенное вокруг надгробия, расположенные там, где согласно традиции, была погребена праматерь Рахиль.
Находится севернее Вифлиема, в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима.
Первые сведения о месте захоронения праматери Рахили приводятся в Торе:
В книге пророка Иеремии при описании изгнания евреев из земли Израиля в Вавилон Навуходоносором говорится о том, как Рахиль провожает своих потомков, уводимых в плен по дороге, проходящей около её могилы. Она плачет и просит чтобы Бог помиловал их:
Эти слова, сказанные 2500 лет назад превратили гробницу Рахили в символ надежды возвращения еврейского народа на свою землю.
Могила Рахили упоминается также в Первой книге Царств (1Цар.10:2), где сказано, что Рахиль была похоронена на границе надела колена Вениамина. Там же, на территории колена Вениамина, находилась Рама, про которую говорится в книге Иеремии. При этом известно, что Вифлеем находился на территории колена Йегуды. Поэтому ученые не могут прийти к единому мнению, действительно ли «Гробница Рахили» является местом захоронения праматери Рахили.
На протяжении двух тысячелетий историки и путешественники, побывавшие в земле Израиля, описывали гробницу, находящуюся около Вифлеема.
Среди них отец христианской церковной истории Евсевий Кесарийский (ок. 263—340) — римский историк, проживавший в Кесарии, Путешественник из Бордо — совершивший поездку в Палестину в 333—334 гг., Иероним Стридонский — церковный писатель, который жил в Вифлееме в начале V в. и многие другие.
На Мадабской карте VI в. около Эфрата и Вифлеема есть символическое изображение с надписью «слышен голос в Раме» — частью цитаты из книги пророка Йирмияху (31:14) описывавший могилу Рахили.
Французский священник Аркульф, посетивший землю Израиля в 670 г. описывает каменное надгробие без украшений. Сохранились многочисленные заметки путешественников средневековья, по которым можно судить о том как выглядела и менялась гробница Рахили.
Вениамин Тудельский — испанский раввин, предпринявший в 1165—73 гг. паломничество в Святую землю и другие путешественники XII в. описывают надгробие из 11 камней, а над ними купол, стоявший на четырёх столбах.
В XIII в. купол и столбы были разрушены, а в XV в. восстановлены. Мешулам из Вельтра, побывавший в Израиле в 1481 г. вновь сообщает о надгробии, окруженном четырьмя столбами и о куполе над ними.
В XVI веке помимо основного купола были добавлены два второстепенных, а отдельные камни были соединены в единый монумент.
В 1621–22 гг. мусульманский правитель Иерусалима разрешил евреям построить стены вокруг четырёх столбов, окружающих гробницу и она превратилась в закрытое помещение.
В XVIII-XIX вв. возле гробницы Рахили бедуины начали хоронить своих умерших и, постепенно, вокруг гробницы образовалось мусульманское кладбище.
В 1839 г. гробницу Рахили посетил известный еврейский меценат Мозес Монтефиоре и его жена. Они решили выделить деньги на ремонт и расширение старого здания. Разрешение на строительство было получено у турецкого султана. К помещению XVII в. была добавлена комната, право пользования которой было разделено по часам между евреями и мусульманами. Помещение, построенное Монтефиоре, сохранилось до наших дней.
В начале XXI в. здание было обнесено высоким бетонным забором, необходимым для безопасности посетителей и их защиты от враждебно настроенных арабских жителей прилегающих территорий.
В настоящее время к гробнице Рахили приезжают многочисленные туристы со всего мира. Внутри здания действует синагога, где ежедневно проходят молитвы, и коллель, в котором круглосуточно ведется изучение Торы.
Наибольшее число посетителей отмечается 11 хешвана — эта дата по традиции рассматривается как день смерти праматери Рахили.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Fr Vester & Co, Public Domain.
Из поколения в поколение гробница праматери Рахили была местом молитвы, к которому приезжали евреи со всего мира. Вениамин Тудельский повествует об обычае паломников оставлять свое имя на надгробии. Существовали специальные молитвы, читаемые возле этого места.
Путешественник из Праги, побывавший в земле Израиля в XVII в., рассказывает об обычае приходить на могилу Рахили в полупраздничные дни Песаха и в Лаг ба-Омер, там молиться, слушать проповеди, есть, пить и танцевать.
В других источниках упоминается обычай молиться на могиле Рахили в траурные дни перед Тиша бе-Ав, в месяц элул и в дни Трепета между Рош ха-Шана и Йом-Кипуром.
Днем наиболее массового паломничества из поколения в поколение было 11 Хешвана.
Гробница Рахили
«И умерла, и схоронил Иаков
Ее в пути...» И на гробнице нет
Ни имени, ни надписей, ни знаков.
Ночной порой в ней светит слабый свет,
И купол гроба, выбеленный мелом,
Таинственною бледностью одет,
Я приближаюсь в сумраке несмело
И с трепетом целую мел и пыль
На этом камне выпуклом и белом...
Сладчайшее из слов земных! Рахиль!
1907