Железная дорога Яффа–Иерусалим

Первая железная дорога на территории нынешнего государства Израиль и одна из первых на Ближнем Востоке.

Поезд на отремонтированном участке Бейт-Шемеш—Иерусалим
pinterest button

Железная дорога ЯффаИерусалим — железнодорожная линия, соединявшая Яффу и Иерусалим.

Была построена во время османского господства над Палестиной французской компанией Société du Chemin de Fer Ottoman de Jaffa à Jérusalem et Prolongements. Была открыта в 1892 г.

Линия была изначально построена как узкоколейная шириной 1 м, затем переложена на 1,05 м, а ещё позже — на 1,435 м («Стефенсоновская колея»).

После Первой мировой войны Палестина стала британской подмандатной территорией, и железная дорога отошла Великобритании.

В 1948 г. она была закрыта. Большая часть пути позже была открыта для пассажирского движения.

Последний участок Иерусалим — Бейт-Шемеш открылся 9 апреля 2005 г.

История

Планы и финансирование

Впервые идея строительства железной дороги между Яффой и Иерусалимом возникла у Мозеса Монтефиори в 1838 г.

В 1856 г. он заручился поддержкой британского и турецкого правительств, и в 1856 и 1857 гг. изучались различные проекты прокладки трассы.

Затем Монтефиори потерял интерес к строительству, и проект так и не был осуществлён.

В дальнейшем появилось несколько других проектов, но османское правительство в 1870-е скептически относилось к планам строительства, считая, что железная дорога будет в основном служить интересам христианского духовенства.

В 1885 г. изучением возможности прокладки дороги занялся Йосеф Навон, еврейский предприниматель из Иерусалима. Его преимущество перед авторами предыдущих проектов состояло в том, что он был османским подданным.

28 октября 1888 г. он получил концессию (фирман) на 71 год, с разрешением также продлить линию в Газу и Наблус. Так как у Навона не было денег на осуществление проекта, он отправился в Европу искать покупателя концессии.

Бернар Камиль Колла, французский смотритель маяков, согласился купить её за 1 млн. франков.

29 декабря 1889 г. была основана Компания железной дороги из Яффы в Иерусалим (Société du Chemin de Fer Ottoman de Jaffa à Jérusalem et Prolongements), первым директором которой стал Колла.

Компании удалось собрать 14 млн. франков, из которых около 10 млн. от христианских организаций.

Строительство было выполнено парижской компанией Société des Travaux Publiques et Constructions, главным инженером строительства был швейцарец Герольд Эберхард.

Строительство

Церемония начала строительства состоялась 31 марта 1890 г. в Язуре к 7 км к востоку от Яффы (город ныне не существует) в присутствии визиря Палестины Ибрагима Хакки Паши.

Ширина колеи в 1 м была выбрана, так как во Франции существовала сеть железных дорог такой колеи. Рельсы были закуплены во Франции и в Бельгии.

Для транспортировки материалов из порта Яффы к конечной станции строящейся железной дороги была проложена узкоколейная железная дорога шириной колеи 600 мм.

Инженерами были швейцарцы, поляки, австрийцы и бельгийцы, а рабочие были набраны в Северной Африке, в частности, в Египте.

На сезонные работы активно привлекались палестинские арабы. Хотя было организовано своевременное лечение рабочих, многие умерли от болезней, а также погибли от несчастных случаев.

Полезная информация

Железная дорога Яффа–Иерусалим
ивр. מסילת הרכבת בין יפו לירושלים
англ. Jaffa–Jerusalem railway
сокр. J & J

Открытие железной дороги

26 сентября 1892 г.  тысячи иерусалимцев вышли встречать первый поезд из Яффы. В газете в тот день писали:

«Многие и многие, евреи, арабы, греки, сыны Европы и Азии.., вся площадь перед вокзалом, обычно пустынная, полна народом, а на лицах — радость и веселье».

Послышался издалека свисток паровоза, показались клубы дыма: поезд пришел в Иерусалим — паровоз, три пассажирских вагона и один товарный.