Иерусалимский скоростной трамвай

Иерусалимский скоростной трамвай — линии современной скоростной трамвайной системы в Иерусалиме.

Иерусалимский легкий трамвай. Городские испытания, март 2011
pinterest button

Предыстория

В 1995 г. Министерство транспорта Израиля и городские власти Иерусалима решили разработать бизнес-план по улучшению транспортной ситуации Иерусалима. К тому времени единственным видом общественного транспорта в городе с более чем полумиллионным населением были автобусы.

Целью плана было улучшение транспортной ситуации в городе. Также целью ставилось стимулирование населения к использованию общественного транспорта вместо частных автомобилей.

В итоге было решено, что основным видом транспорта в городе должен стать трамвай. План также предусматривал улучшение автобусного транспорта, который должен выполнять роль подвозящего.

План предусматривает строительство обособленных полос как для трамвая, так и для автобуса, а также оборудование перехватывающих парковок.

Строительство

Решение о начале работ по прокладке трамвайных путей было принято министерством транспорта в октябре 1997 г. Конкурс был выигран группой «Citipass», которая вложит в проект строительства трамвайной линии 2,5 млрд. шекелей, ещё 1,5 млрд. шекелей инвестируют государство и иерусалимский муниципалитет.

Окончание строительства первой линии было намечено на конец 2008 г. Таким образом, первый трамвай должен был быть пущен через десять лет после начала строительных работ.

Иерусалимский скоростной трамвай. Первое демонстрационное испытание 23 августа 2010
pinterest button Иерусалимский скоростной трамвай. Первое демонстрационное испытание 23 августа 2010

Описание системы

Трамвайная линия пролегает с горы Герцля до улицы Хэль Авир в районе Писгат Зеев. Протяжённость первой ветки 13,8 км.

Она  имеет 23 остановки. Планируется, что составы будут ходить каждые 4 мин. Когда ветку полностью завершат, её длина составит 24 км: от Неве-Яаков на севере до Эйн Карем на юге.

Маршрут частично проходит через районы, аннексированные Израилем в 1967 г., после Шестидневной войны, что вызывает протесты правозащитных организаций.

Иерусалимские скоростные трамваи в депо в районе Гиват ха-Царфатит
pinterest button Иерусалимские скоростные трамваи в депо в районе Гива Царфатит

Депо расположено между районами Гива Царфатит и Писгат Зеев, к западу от шоссе 1. Депо включает в себя мастерские для технического обслуживания и ремонта трамваев. Здесь же будет расположена диспетчерская.

С 24 февраля 2010 г. пустые вагоны курсировали для теста системы. Запуск в коммерческую эксплуатацию планировался на апрель 2011 года, затем был отложен до августа, а потом и до ноября 2011 г.

Однако 16 августа 2011 г. министерство транспорта Израиля объявило о проведении тестовых поездок иерусалимского трамвая с пассажирами.

Оплата проезда

Оплачивать проезд можно как покупая билет только на трамвай, так и по единым проездным билетам, действительным на всех видах общественного транспорта по всей стране.

Электронные проездные билеты «рав-кав» в недалёком будущем станут единым средством оплаты всех видов общественного транспорта.

Подвижной состав

В Иерусалиме используются современные низкопольные двусторонние сочленённые трамваи типа Citadis 302 производства французской компании Alsthom.

Такие трамваи с успехом используются во многих городах, например в Париже, Бордо.

Трамваи, заказанные Иерусалимом, специально оборудованы в соответствии с израильскими требованиями безопасности. Вагоны имеют пуленепробиваемые стёкла, а все части двигателя будут скрыты в кожухе вагона, чтобы в них нельзя было спрятать взрывные устройства.

Заявленная вместимость свыше 500 пассажиров, технически вагоны рассчитаны на нахождение в них 440 человек в составе (по 220 на каждый вагон) со 112 сидячими местами.

Начало эксплуатации

В пятницу, 19 августа 2011 г., в 05:30 утра по иерусалимскому времени первый трамвай вышел на линию для обслуживания пассажиров.

С 05:30 утра до 00:00 (в пятницу до 15:00) на линии курсируют 14 составов, количество которых будет увеличено в дальнейшем.

Два месяца трамвай функционировал бесплатно.

За первый день было перевезено 40 тыс. пассажиров.

Полезная информация

Иерусалимский скоростной трамвай
ивр. הרכבת הקלה בירושלים
англ. Jerusalem Light Rail или Jerusalem Tramway

Интересные факты

Первое ДТП с участием иерусалимского трамвая произошло в 8 утра 8 февраля 2011 г. Автомобиль, пытавшийся проехать перекрёсток «Гива Царфатит» на красный свет, врезался в вагон электропоезда, проходившего тестовые испытания на маршруте. Никто не пострадал, однако машина и новый вагон трамвая получили повреждения. В момент столкновения трамвай двигался без пассажиров со скоростью 5 км/ч.

Всего за две недели движения трамвая по улицам Иерусалима произошло три ДТП с участием трамвая. Все три инцидента произошли по вине водителей, не остановившихся на красный свет при пересечении трамвайных путей; в одном из инцидентов легко пострадала пассажирка такси.

Остановки в трамвае объявляются на трёх языках мужскими голосами в следующей последовательности: иврит, арабский, английский.

Часть названий остановок, объявляемых в трамвае, не соответствует написанным на станциях.