Bell V-22 Osprey

Bell V-22 Osprey — американский конвертоплан, сочетающий отдельные возможности самолёта и вертолёта

MV-22 Osprey
pinterest button

Единственный серийно выпускаемый конвертоплан разрабатывался в США более 30 лет компаниями Boeing и Bell.

Находится на вооружении Корпуса морской пехоты США и ВМС США.

Десантирование с V-22 подразделения морской пехоты США, 2000 год
pinterest button Десантирование с V-22 подразделения морской пехоты США, 2000 год Vernon Pugh, Public Domain

Летательный аппарат оснащён двумя двигателями Rolls-Royce T406, расположенными на концах крыла в гондолах, которые могут поворачиваться почти на 98 градусов.

Винты с тремя трапециевидными лопастями связаны между собой синхронизирующим валом, который проходит внутри крыла. Данный вал также обеспечивает возможность посадки летательного аппарата на одном двигателе.

С целью уменьшения массы конструкции около 70% (5700 кг) аппарата произведено из композитных материалов на основе угле- и стеклопластиков с эпоксидным связующим, что делает его на четверть легче металлического аналога.

MV-22 Osprey
pinterest button MV-22 Osprey U.S. Air Force photo by Staff Sgt. Greg Davis, USAF, Public Domain

Производство

Лётные испытания новой машины начались 19 марта 1989 г. Уже в сентябре «Оспри» с успехом продемонстрировал превращения из вертолёта в самолёт во время полёта.

Однако в 1990 г. финансирование программы было практически прекращено. Было принято решение оснастить этими машинами только Корпус морской пехоты США, но и здесь первоначальный заказ в середине 1992 года сократили до 300 машин. В

МС заключили контракт на приобретение четырёх V-22 и модернизацию двух уже существующих прототипов, которые предполагалось сделать более лёгкими и дешёвыми. Цена одного аппарата, составляющая $71 млн, в дальнейшем должна, как надеются производители, снизиться до $58 млн.

В 2008 г. Пентагон заключил контракт на поставку 167 конвертопланов V-22 Osprey на общую сумму 10,4 млрд долларов.

 MV-22 Osprey
pinterest button MV-22 Osprey U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 2nd Class Katie Earley, Public Domain

Сообщалось также о готовности Пентагона взвесить поставку конвертопланов на вооружение иностранных армий, с отдачей предпочтения вооружённым силам Израиля, Канады и Объединённых Арабских Эмиратов.

В апреле 2013 г. сообщалось о намерении Министерства обороны США включить поставку конвертопланов V-22 Osprey в находящуюся на конечных стадиях обсуждения сделку (в общем объёме 10 млрд долларов) по поставке вооружений в Израиль, Объединённые Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию.

MV-22 Osprey — ночная дозаправка
pinterest button MV-22 Osprey — ночная дозаправка U.S. Navy photo by Chief Petty Officer Joe Kane, Public Domain

Модификации

  • MV-22A — конвертопланы ВТА, способные перевозить 24 десантника.
  • SV-22A — противолодочный.
  • HV-22 — поисково-спасательный.

Технические характеристики

MV-22 Osprey MV-22 Osprey MV-22 Osprey в сложенном состоянии MV-22 Osprey — ночная дозаправка

  • Экипаж — 3 (MV-22) или 4 (CV-22) человека;
  • пассажировместимость — 24 десантника.
  • Габариты:
    • длина фюзеляжа — 17,48 м;
    • размах крыла по концам лопастей винтов — 25,78 м;
    • длина при сложенных лопастях — 19,23 м;
    • ширина при сложенных лопастях — 5,64 м;
    • высота по килям — 5,38 м;
      • при двигателях, установленных вертикально вверх — 6,74 м;
      • при сложенных лопастях — 5,51 м;
    • площадь крыла — 28 м².
  • Масса:
    • масса пустого конвертоплана — 15 000 кг;
    • снаряжённого — 21 500 кг;
    • максимальная взлётная масса — 27 443 кг;
      • при вертикальном взлёте — 23 859 кг;
      • при взлёте с коротким разбегом — 25 855 кг;
    • масса полезной нагрузки — 5 445 кг (при вертикальном взлёте);
    • масса груза на внешней подвеске:
      • при использовании одного крюка — 4 536 кг;
      • при использовании двух крюков — 6 147 кг.
  • Объём топливных баков:
    • MV-22 — 6 513 л;
    • CV-22 — 7 710 л;
    • до трёх подвесных топливных баков по 1 628 л.
  • Грузовая кабина:
    • длина — 6,34 м;
    • ширина — 1,74 м;
    • высота — 1,67 м.
  • Двигатели — 2 × Rolls-Royce T406 (AE 1107C-Liberty):
    • мощность — 2 × 4 586 кВт (6 150 л. с.);
    • количество лопастей ротора — 3 шт.;
    • диаметр ротора — 11,6 м;
    • площадь ометаемой поверхности — 212 м².

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • в самолётном режиме — 580 км/ч;
    • в вертолётном режиме — 185 км/ч.
  • Крейсерская скорость — 396 км/ч (на уровне моря).
  • Дальность действия:
    • боевой радиус — 690 км;
    • радиус действия при десантной загрузке — 722 км;
    • практическая дальность — 2 627 км (без дозаправки);
      • при вертикальном взлёте — 2 225 км;
      • при взлёте с коротким разбегом — 3 340 км;
    • перегоночная дальность — 3 892 км (с дозаправкой).
  • Практический потолок — 7 620 м;
    • с одним двигателем — 3 139 м.
  • Скороподъёмность:
    • номинальная — 5,5 м/с;
    • максимальная — 16,25 м/с.
  • Нагрузка на роторы — 102,23 кг/м².
  • Энерговооружённость — 427 Вт/кг.
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка — +4/−1 g.

Полезная информация

Bell V-22 Osprey

с англ. osprey — скопа

Катастрофы

  • 9 апреля 2010 года — CV-22B «Оспри» (сер. номер 06-0031, 8-й эскадрильи спецопераций, 1-го авиакрыла спецопераций, ВВС США) — Афганистан
  • конвертоплан разбился в 11 км от города Калат в провинции Забуль, выполняя боевую задачу. Причиной падения послужила техническая неисправность. Майор Рэнделл Вояс, мастер сержант Джеймс Лаки, капрал Михаэль Янкевич и гражданский погибли, несколько человек получили ранения.
  • 11 апреля 2012 года на юге Марокко разбился конвертоплан V-22 Osprey с американскими морскими пехотинцами на борту. В результате авиакатастрофы два человека погибли и двое получили травмы. Катастрофа произошла во время совместных военных учений США и Марокко «African Lion».
  • 13 июня 2012 года — MV-22B «Оспри» (1-е авиакрыло специальных операций ВВС США) — Флорида
  • конвертоплан разбился в 16.45 при выполнении тренировочного полета. Пять членов экипажа получили ранения.
  • 21 июня 2013 года — MV-22B «Оспри» (сер. номер 166735, 365-я эскадрилья средних конвертопланов КМП США) — полностью уничтожен огнём, в неназванном месте на атлантическом побережье США, в результате возгорания травы на месте приземления. Огонь впоследствии с травы перекинулся на фюзеляж. О пострадавших не сообщалось.
  • 26 августа 2013 года — MV-22B «Оспри» (сер. номер 168241, 163-я эскадрилья средних конвертопланов КМП США) — Невада — уничтожен в результате пожара после жёсткой посадки вблизи авиабазы Creech в Индиан-Спрингс, во время выполнения тренировочного полета. Экипаж из 4-х человек не пострадал и успел покинуть воздушное судно до того как оно загорелось.

На вооружении

  • ВВС США — 22 СV-22 Osprey, по состоянию на 2013 год.
  • Корпус морской пехоты США - 119 MV-22, по состоянию на 2013 год.
  • Израилю будут поставлены шесть Bell V-22 Osprey. По словам министра обороны США Чака Хейгла в ноябре 2013 года, он распорядился ускорить поставку конвертопланов Израилю, взяв их из партии, заказанной для корпуса морской пехоты США.

Применение

  • В апреле 2011 года шесть конвертопланов из состава 226-й эскадрильи средних конвертопланов 26-го экспедиционного отряда корпуса Морской пехоты США перелетели с британской военной базы Кэмп-Бастион в Афганистане на универсальный десантный корабль «Кирсардж» в греческом заливе Суда. Расстояние полета составило 4,5 тысячи километров. В полете было совершено две дозаправки с самолетов-заправщиков KC-130J Super Hercules. Это стало первым межконтинентальным перелетом для конвертопланов.
  • 3 мая 2011 года на борту V-22 Osprey было перевезено тело убитого в ходе тайной спецоперации Усамы бен Ладена из Авиабазы Баграм на борт авианосца «Карл Винсон», после чего оно было похоронено в море.

Отзывы

Сенатор Джон Маккейн:
V-22 отлично смотрится в небе… когда не простаивает в ремонте.

Статьи

Совместные учения США и Израиля: в аэропорту Сдэ-Дов приземлились конвертопланы