Ковчег Дионисия

Ковчег Дионисия на протяжении столетий находился в Благовещенском соборе, а ныне хранится в музеях Московского Кремля

Ковчег Дионисия, 1383 год дерево, серебро, золочение, драгоценные камни. 3939 см
pinterest button

Ковчег Дионисия — мощевик, изготовленный по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича для реликвий Страстей Христовых, привезенных в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским из константинопольского монастыря святого Георгия в Манганах. История создания и художественное исполнение

Над созданием мощевика трудились греческие и русские мастера. В 1976 году искусствовед Т.В. Николаева установила одновременность создания всех частей ковчега (до этого считалось, что в XIV веке была создана лишь его центральная часть). Также ею на основе сравнения ковчега с работами новгородских ювелиров было высказано мнение, что «мастер ковчега принадлежал к новгородско-псковской школе искусств». Другие специалисты относят мастеров ковчега к суздальской школе.

Ковчег выполнен в форме равноконечного креста, состоящего из центрального квадрата и боковых полукружий. Размеры ковчега составляют 39 x 39 см., при этом сторона центрального квадрата — 30 см., толщина около 2 см. В качестве материалов использовалось дерево, медь, серебро, цветные камни, жемчуг, стекло, перламутр, слюда. Поверхность вызолочена.

Ковчег Дионисия, 1383 год дерево, серебро, золочение, драгоценные камни. 3939 см
pinterest button Ковчег Дионисия, 1383 год дерево, серебро, золочение, драгоценные камни. 3939 см   неизвестен, CC BY-SA 3.0

Центральный квадрат ковчега является мощевиком, в центре которого размещена частица Животворящего Креста, а вокруг неё — шестнадцать маленьких ковчежцев с окошками из слюды, в которых расположены остальные реликвии. Вокруг ковчежцев сделаны надписи об их содержимом, а также размещены изображения Страстного цикла. Ковчег неоднократно подновлялся и реставрировался, а в 1914 году для него был изготовлен специальный дубовый чехол-киот.

Значение реликвии

Ковчег выступал одной из главнейших родовых святынь московских правителей. В завещаниях московских великих князей XV века ковчег, называемый «Страсти Спасовы», возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь.

В XV — первой половине XVII века ковчег хранился в великокняжеской, а затем царской Крестовой и Образовой казне, и, вероятно, непосредственно находился в царской моленной комнате, где совершались утренние и вечерние молитвы. В Благовещенский собор он был перенесен лишь во второй половине XVII века, вероятно, в царствование Федора Алексеевича, особо заботившегося о средоточии всех святынь, так как в старейшей из сохранившихся Описи собора 1680 года ковчег фигурирует с пометой, что в «прежних переписных книгах» он не значится.

В XVII — начале XX века ковчег являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора.

В XVII—XVIII веках он располагался на особой подставке у Горнего места, а с XIX века хранился в ризнице и выносился для поклонения за всенощным бдением только трижды в году:

  • 13 сентября (празднование Положения пояса Богородицы в Халкопратиях),
  • 26 сентября (канун праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста), и
  • во время Великого поста, в субботу накануне Крестопоклонной недели.

Полезная информация

Ковчег Дионисия

Состав реликвий

Ковчег в XIV—XV веках был известен как «Большие Страсти Спасовы», так как он посвящен Страстям Христовым и содержит частицы следующих реликвий:
1. связанные со Страстями Христовыми (13 реликвий):

  • хитон Христа («риза нешвенная»);
  • багряница;
  • терновый венец;
  • камень от столба бичевания;
  • губка, с которой Христос был напоен уксусом;
  • трость, которую дали в руки Христу солдаты (Мф.27:28-29);
  • кровь и вода, истекшие из ребер Христа;
  • волосы, исторгнутые из бороды Христа;
  • частица крови Христовой, истекшей от иконы Распятия в Верите (Бейруте);
  • камень от доски, на которую было положено тело Христа;
  • ароматы, которыми помазали тело Христа перед погребением;
  • камень от гроба Спасителя.

2. связанные с Рождеством Христовым (1 реликвия):

  • камень яслей Христовых.

3. связанные с Успением Богородицы (2 реликвии):

  • пояс и риза Богоматери.