Сегодня они производятся Коль Исраэль (Голос Израиля), Галей ЦАХАЛ (Волны АОИ).
Остальные негосударственные радиостанции контролируются Вторым управлением телерадиовещания.
Также имеется некое количество пиратских и интернет радиостанций.
База для радиотрансляций на иврите была создана еще в период Британского мандата.
Первая радиотрансляция была осуществлена в течение нескольких недель весной 1932 г. на «Ярмарке Востока» (Ярид ха-Мизрах) в Тель Авиве.
30 марта 1936 г. начала трансляции Радиостанции Мандата в Палестине(«Palestine Broadcasting Service»).
Радиотрансляции осуществлялись под именем «Голос Иерусалима» (Коль Ерушалаим), которое было и позывным радиостанции.
В 1939 г. начала радиовещание организация Иргун, в 1940 г. было создано подпольное радио «Хаганы» под названием «Голос Израиля».
После отделения от Иргуна самостоятельное вещание начала организация ЛЕХИ.
Ее радиоведущая Геула Коэн пользовалась большой популярностью в ишуве, и позже стала известным общественным и политическим деятелем
В 1947 г. была осуществлена живая трансляцияс корабля «Эксодус» в направлении Хайфы.
С образованием государства Израиль имя «Голос Израиля» стало именем государственной радиостанции, находившейся в ответственности министерства премьер-министра.
24 сентября 1950 г. начала трансляции радиостанция «Галей ЦАХАЛ» в ведении армии. Многие из ее выпускников поступили в «Голос Израиля» после демобилизации из армии.
Премьер министр Бен Гурион, противившийся трансляциям телевидения в Израиле, видел в радио и новостях основное орудие пропаганды для укрепления власти.
Для предотвращения такой возможности для партии власти, впоследствии, было решено перевести «Голос Израиля» в ведение Управления телерадиовещания (Рашут ха-Шидур) и сделать его государственным учреждением.
Для финансирования Управления телерадиовещания было решено проводить сбор на радио и телевидение, забираемого как налог у граждан и с рекламы на госрадио.
Государственное радио имеет важность как культурное и образовательное средство и по этому не проверяется с точки зрения профитабильности и рейтинга, что создает в последнее время общественные дебаты в Израиле.
Любой желающий заниматься радиотрансляцией в Израиле нуждается в разрешении на трансляцию от министерства связи.
Проведение радио трансляций без такого разрешения является правонарушением и называется «пиратским радио».
Первым таким радио стала трансляция «Голос Мира»(«Коль ха-Шалом»), проводившаяся Эйби Натаномс лодки из нейтральных вод Средиземного моря в течение 20 лет с мая 1973 по ноябрь 1993 г.
Так как трансляции велись круглосуточно, а госрадиостанции заканчивали вещание в 12 часов ночи, то она успешно с ними конкурировала, транслируя на английском языке пацифистские мнения и идеи Натана, а также, в основном, иностранную музыку.
Впоследствии, когда возникло подозрение на то, что радиотрансляция ведется из территориальных вод Израиля или даже с наземной станции, полиция не провела ареста данной станции.
Более того, представители левого лагеря предпринимали усилия по ее легализации, приводя в качестве аргументов наличие аудитории и коммерческий успех этой радиостанции в течение нескольких лет.
По мнению редакции газеты Jerusalem Post, радиостанция «Голос Мира» не получила лицензию на вещание только лишь из-за личных и финансовых проблем её руководителя Эбби Натана.
Сам Натан несколько раз подвергался тюремному заключению за нарушение действовавшего до 1993 г. Закона о запрещении контактов с враждебными государствами и Организацией освобождения Палестины (ООП).
В 1993 г., после заключения Соглашений в Осло, Натан решил прекратить деятельность радиостанции и в июле 1994 г. передал её 25 кВт передатчик радиостанции «Голос Палестины» в Иерихо.
«Голос Мира» стал прототипом для создания в 1988 г. радиостанции «Седьмой канал», ассоциировавшейся с позицией религиозных сионистов во внутренней и внешней политике Израиля, и транслировавшейся, согласно ее администрации, из экстерриториальных вод с корабля «Эрец ха-Цви» («Страна оленей») поблизости от лодки Натана (было подозрение, что часть трансляций велась с Бейт Эль из Иудеи).
«Седьмой канал» стал альтернативой некорректному, по мнению ее создателей, освещению событий в стране легальными радиостанциями.
Станция транслировала песни на иврите. Со временем программы стали более религиозны и направлены в сторону Иерусалима, Иудеи и Самарии с ретрансляцией, по словам организаторов, в районе взгорья. В результате данных изменений слушателями Седьмого канала стали, в основном, религиозно-направленное население.
Уже в декабре 1989 г., согласно опросу слушателей, проведенному институтом Телесекер, «Седьмой канал» приблизился по рейтингу к радио Решет Бет и обошел «Голос мира».
До 1993 г. радиостанции «Седьмой канал» и «Голос мира» вели вещание параллельно. Уже после того, как «Голос мира» прекратил свое вещание, было принято решение правительства о расширении границы территориальных вод Израиля с 6 до 12 миль, что привело к значительному ослаблению мощности сигнала, достигающего района Иерусалима.
31 июля 1995 г. (каденция правительства Ицхака Рабина — «Авода»), по требованию министра Шуламит Алони, на корабле «Седьмого канала», находившемся в порту Ашдода для проведения заранее объявленных ремонтных работ с прекращением вещания, был проведен рейд полиции.
В числе прочего, было конфисковано оборудование для вещания. Рейд стал результатом принятых Кнессетом законов, запрещающих деятельность нелицензионных радио и телестанций. Пресс-секретарь правительства заявил, что если бы вещание радио «Голос мира», продолжалось в 1995 г., она бы тоже подверглась подобным санкциям.
Рейд вызвал возмущение депутатов Кнессета, как среди сторонников «Седьмого канала», так и среди его критиков. Лидер оппозиции Нетаниягу (Ликуд) посетил корабль, его визит был показан всеми СМИ. После рейда, станция получила многочисленные предложения о помощи, были закуплены новые передатчики, и 7 августа вещание было возобновлено..
Станция продолжила вещание, служив рупором правых политиков против того, что получило название «высушивание религиозного населения и поселений». После убийства премьер министра Рабина выдвигались не подтвердившиеся утверждения о проведении каналом подстрекательства к убийству и требования о его закрытии.
После того, как в 1996 году, к власти пришло правительство Ликуда во главе с Б. Нетаниягу, была назначена комиссия Пеледа, рекомендовавшая в июне 1997 г. ослабить «жесткий контроль, осуществляемый правительством над радио и телевещанием. Комиссия исходила, в частности, из того, что современные цифровые технологии снимают технические ограничения на количество радиостанций и позволяют вести вещание более, чем 150 станциям одновременно.
В феврале 1999 г. Кнессет принял закон, легализировавший работу «Седьмого Канала» и освобождающий от ответственности ее руководство за нелегальное вешание в прошлом.
Однако, депутаты Кнессета Эйтан Кабель (Авода) и Хаим Орон (Мерец) подали заявление в Верховный суд (БАГАЦ) с просьбой отменить этот закон.
Председатель партии Мерец Йоси Сарид назвал принятие закона «типичным для поселенцев столкновением с законом». Представитель Палестинской администрации (ПНА) Саеб Арикат назвал решение Кнессета опасным и способствующим террору против ПНА.
В конечном счете, после того, как главы канала были осуждены за пиратские трансляции, станция перенесла свое вещание в интернет.
До 90-х государственное радио транслировало лишь несколько станций на определенных частотах: Решет Алеф, Бэт, Гимэль, Голос музыки (классическая музыка), Волны Цахаля и заграничные трансляции для целенаправленных аудиторий на арабском и легком иврите.
В связи с созданием коммерческих станций и расширением использования частот в 1990-е появилось много пиратских станций, в основном ортодоксально-религиозного типа, которые со временем стали перекрывать государственные частоты.
Переломным моментом стало неоднократное занимание частот, предназначенных для связи с самолетами. Это послужило решению судебных инстанций заняться более серьёзно нелегальной трансляцией, решению о закрытии 7-го канала и условному наказанию на 18 месяцев ортодоксальному радио «Голос Востока» (Коль ха-Мизрах).
Найти приборы для этих станций было нелегко, так как их размещали в труднодоступных местах. Также часть населения считает современное радио разлагающим основы его существования и потворствует в сохранении ситуации. Поэтому, даже после принятия закона об усилении наказания за ведение нелегальных трансляций в 2004 году, часть этих станций все еще существуют.
С развитием технологий сотовых мультимедийных телефонов и дигитального радио расширение диапазона каналов и увеличение технологической базы, требуемой для поддержки радиоканала, совместно, уничтожат проблемы с пиратским радио перенеся его в дигитальную зону.
В 1990 г. вышел закон, разрешающий региональные станции, которые будут финансироваться лишь коммерческим путем под общественным контролем.
Разрешение на такие станции дается раз в 4 года на основе конкурса. Совет может продлить разрешение на трансляции еще на два периода по 4 года каждый в соответствии с производительностью выигравшего в первом конкурсе.
Первыми радиостанциями такого типа стали «Радио без перерыва» в начале 90-х. Впоследствии на второй волне трансляций такого типа в 1996 году появилось «Радио Тель Авив».
Второе управление телерадиовещания заведует выделением частот на такие радиостанции, которые в большинстве своем транслируют на одной из частот УКВ.
Вместе с успехом их прослушивания населением, по сравнению с государственными радиостанциями, уровень их доходов остается низким.
Образовательное радио является совместным проектом «Голоса Израиля», Министерства образования и Министерства связи.
Его цель сблизить молодежь на периферии с радио и иными видами коммуникаций. Транслируя на слабой мощности и находясь в учебных заведениях они транслируют по всей стране на частоте 106 УКВ.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: unknown, CC BY 2.5.
История радиовещания в Израиле
ивр.