Учитывая близкое родство культур средиземноморских и в частности семитских народов, Краткая еврейская энциклопедия высказывает предположение о близости музыки древнего Израиля и его соседей — финикийцев, египтян и месопотамцев, но при этом, отталкиваясь от принципиальных различий между монотеистами-евреями и другими народами региона, одновременно говорит и о возможных отличиях.
О музыке культур, предшествовавших еврейской или сосуществовавших с ней на территории современного Израиля, позволяют судит археологические находки.
Так, среди археологических находок, сделанных в районе Мегиддо, — рисунок на плите, сделанный 4 тыс. лет назад и изображающий человека, играющего на струнном инструменте.
Изображение было выполнено в ханаанейскую эпоху.
Филистимлянский сосуд для благовонного масла, демонстрируемый в музее Ашдода, украшают 4 статуэтки музыкантов, каждый из которых играет на другом инструменте.
При раскопках филистимского Экрона был найден систр, а в Мегиддо — бронзовые кимвалы, датируемые 1200—1000 гг. до н. э., и гравюра того же периода на слоновой кости, среди фигур которой музыкант, играющий на лире.
В отличие от других культур, о еврейской музыке в древнем Израиле можно судить не только по археологическим находкам, но и по письменным свидетельствам.
Несмотря на скупость упоминаний музыки в эпоху Первого Храма, на основании библейских источников можно говорить о важной роли, которую она играла в культуре древнего Израиля.
Уже в Книге Бытия упоминается Иувал (Ювал), сын Ламеха, который «был отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт.4:21).
Всего в Ветхом Завете упоминаются как минимум 24 различных музыкальных инструмента, относящихся к четырём основным группам, хотя в большинстве случаев соответствие современным инструментам только предположительно:
По-видимому, основной задачей музыкальных инструментов был аккомпанемент при исполнении песен и мелодий голосом, а также чтении священных текстов.
На это указывает часто встречающееся в иврите общее название клей земер или клей шира (ивр. , , в русском переводе «инструменты для пения»).
Согласно Библии, музыка стала частью храмового ритуала со времён царя Давида. Музыкантов обучали при храме, и впоследствии они выделились в самостоятельную категорию священнослужителей.
Основным жанром ритуальной музыки являлся псалом, синкретический музыкально-поэтический жанр, первые образцы которого приписываются Давиду.
К концу эпохи Второго Храма псалмы исполнялись тремя основными способами: сольным, хоровым (как один из вариантов которого уже тогда оформился антифон — «диалог» между двумя группами исполнителей) и респонсорным, представлявшим собой диалог между солистом и хором.
Подробные описания храмовой службы этого периода, включая указание количества музыкантов, существуют в талмудической литературе, у Иосифа Флавия и в Кумранских свитках.
Отношение к музыке как к искусству среди евреев, однако, не всегда было положительным.
Так, накануне вавилонского пленения и в его процессе духовные лидеры еврейского народа осуждали занятия музыкой, как недостойные народа в бедственном положении, и называли их одной из причин пленения:
Негативное отношение к музыке, в особенности инструментальной, как к отдельному искусству прослеживается и в поздних библейских источниках, в частности, в Книге Екклесиаста, где среди излишеств, которые позволял себе автор, перечислен и тот факт, что он завёл себе
Это отношение было сохранено в среде религиозных евреев много веков спустя: так, в «Шулхан арух», своде правил и законов середины второго тысячелетия н.э., содержится запрет на игру на музыкальных инструментах в субботу и праздники.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Jan de Bray (1627–1697), Public Domain.
Музыка в библейский период