Папирус Нэша

До открытия Свитков Мёртвого моря в 1947 году папирус Нэша был древнейшим еврейским манускриптом, известным научной общественности.

Папирус Нэша
pinterest button

Папирус Нэша состоит из четырёх фрагментов папируса, найденных в Египте в 1898 г. Уолтэром Нэшем.

Он сообщает, что данный документ был приобретён в Египте у местного торговца вместе с несколькими древними унциальными фрагментами Одиссеи.

Позже папирус Нэша был передан в Библиотеку университета Кембридж.

Первое описание папируса опубликовал Стэнли Кук в 1903 г.

Хотя Кук датировал папирус II в., более поздние исследования отодвинули дату фрагментов на 150-100 гг. до н.э.

Папирус Нэша

До открытия Свитков Мёртвого моря в 1947 г. папирус Нэша был древнейшим еврейским манускриптом, известным научной общественности.

Описание артефакта

Папирус содержит 24 строки. Строка 25 практически не сохранилась, как и последующий текст.

Строки 1 21 содержат Десять заповедей.

В строках 22-23 записан текст, который близок к стихам Лев. 26:46 или Втор. 4:45 Масоретского текста (МТ).

С конца строки 23 и далее определённо читаем начало молитвы Шма Исраэль.

Боковые края документа разрушены почти по всей высоте, кроме одного фрагмента. Этот фрагмент, а также знание исходных текстов, позволяет восстановить первоначальный вариант.

В уцелевшей части манускрипта буквы видны достаточно отчётливо, за исключением нескольких мест.

Самый противоречивый момент находится в центре 20-й строки. Поверхность папируса здесь очень повреждена.

С. Кук считает, что в данном месте записано слово «» (имперфект породы Qal, 2л. ед.ч. муж.р. от глагола желать, наслаждаться, находить удовольствие).

Однако Ф. Буркитт, основываясь на сохранившихся элементах слова, утверждает, что в тексте стоит «» (имперфект породы Hithpa`el, 2л., ед.ч. муж.р. от глагола желать, стремиться, вожделеть). Аналогичного мнения придерживаются составители издания Biblia Hebraica Stuttgartensia от 1997 г.

В любом случае, данное разночтение не меняет смысл написанного серьёзным образом.

Транслитерация

В следующей таблице представлена построчная транслитерация папируса современным еврейским шрифтом и дословный перевод текста.

Жирным шрифтом выделены буквы, которые различимы в документе.

Остальной текст восстановлен по Масоретской традиции с учётом характерной орфографии данного манускрипта.

Стр.Текст на древнееврейском языкеРусский перевод
1 ХВХ Бог твой, который л тебя из земли Е
2 тебя богов других цом Моим, не делай
3 которое на небе вверху, и которое на земле
4 е ниже земли. Не поклоняйся им
5 Я — ЙХВХ, Бог твой, Бог ревнитель посещаю
6 тях третьих и на четвёртых ненавидящих Меня
7 любящим Меня и хранящим заповеди Мои. Не про
8 ога твоего напрасно, ибо не оставит безнаказанным ЙХВХ
9 Его напрасно. Помни день отдыха
10 й работай и делай всякую работу твою, а в день
11 Бога твоего. Не делай в оный никакой работы
12 раб твой и рабыня твоя, вол твой и осёл твой и всякое жи
13 в воротах твоих, ибо в шесть дней создал Й
14 са и землю, море и всё,
15 и почи шестой, посему благословил ЙХВХ
16 седьмой освятил его. Почитай отца твоего и мать тво
17 хорошо было тебе, и чтобы продлились дни твои на земле
18 ЙХВХ Бог твой даёт тебе. Не прелюбодействуй. Не совершай убийство. Н
19 ди. Не прозноси на ближнего твоего свидетельство ложное. Не пожелай
20 е возжлай дм ближнего твоего, пол
21 а его и осла его и всё, что у ближнего твоего.
22 ны и постановления, которые заповедал Моше с
23 в пустыне при исходе их из земли Египта. Слуш
24 ль, ЙХВХ Бог наш ЙХВХ один есть. И воз
25 ом …

Особенности текста

Как известно, в Пятикнижии есть две версии десяти заповедей. Одна записана в Исх.20:1-17, а вторая —- во Втор.5:6-21.

Текст папируса в основном следует традиции Исхода, но в некоторых местах содержит элементы из версии Второзакония.

Кроме того, манускрипт часто следует Септуагинте, отличаясь от Масоретского текста.

Исследователи считают, что данный документ был специально составленным литургическим текстом, который совмещает в себе обе традиции десяти заповедей, за которыми следует исповедание единства Бога — «Шма Исраэль».

Первое, что отмечаем в папирусе, это отсутствие следующих слов, сказанных о Египте: «из дома рабов». Данное выражение присутствует в обеих версиях заповедей в тексте Танаха, в Септуагинте тоже есть, но автор папируса их опускает. Хотя эта часть манускрипта не сохранилась, общая структура его текста не оставляет места для настолько длинного отрывка. Исследователи связывают это с местом происхождения папируса.

Отрицательная частица содержит букву вав () в середине слова в качестве матери чтения, что характерно для орфографии конца эпохи второго Храма. Аналогичное написание данного слова видим, например, в Большом свитке Исайи (1Q Isa) из Кумранской библиотеки. По Масоретской традиции буква вав в данном слове пишется обычно лишь при наличии вопросительной частицы или слитного предлога .

В заповеди 2, строка 5, Бог назван . Такой вариант встречаем в Еврейской Библии лишь однажды в Иис.Нав.24:19, но на смысл текста это особого влияния не оказывает.

Строка 9 содержит слово «имя Его» в форме , тогда как в Пятикнижии это слово записывается традиционно с буквой вав на конце вместо буквы hэ. Заповедь 4 в той же строке 9 начинается глаголом «Помни» согласно традиции Исхода, тогда как во Второзаконии написано «Храни».

В строке 10 сказано «а в день седьмой». В Еврейской Библии это выражение не содержит предлог в обеих версиях. В Септуагинте слова «день седьмой» стоят в дательном падеже, что подразумевает «в день седьмой».

Строка 11 добавляет слово «в оный», т.е. в день субботний. Масоретский текст этой вставки не имеет, но в Септуагинте читаем здесь , причём в обеих версиях заповедей.

Слово , как и в случае со словом «имя Его» выше, записывает притяжательный суффикс 3л. ед.ч. муж.р. с помощью буквы hэ, а не вав, как это делается во всех остальных местах папируса. Это может быть признаком более древней орфографии. С другой стороны, может относиться к слову шаббат, которое часто выступает как существительное женского рода.

Строка 12 к списку тех, кому запрещено работать в субботу, добавляет вола и осла, согласно версии заповедей из Второзакония. Но и здесь отсутствует текст, продолжение заповеди из Второзакония, где говорится, «рабом ты был в земле Египетской» и т.п. Вместо этого причиной соблюдения субботы ставится текст Исхода, где говорится о сотворении неба и земли.

В строке 15 слово (ивр. посему) пишется слитно, хотя в Масоретском тексте оно ещё состоит из двух слов, соединённых маккефом.

В строке 16 вместо «день субботний» написано «день седьмой». Это опять же соответствует тексту Септуагинты.

Строка 17 к версии Исхода добавляет фразу «чтобы хорошо тебе было», присутствующую в тексте Второзакония. Фактически и здесь текст папируса дословно следует Септуагинте в книге Исход, где написано .

Изменение порядка заповедей встречаем в строке 18. Обе версии заповедей из масоретского Пятикнижия следуют порядку «не убивай, не прелюбодействуй, не кради«, но Папирус говорит «не прелюбодействуй, не убивай, не кради». В Септуагинте три короткие заповеди даны в следующем порядке: не прелюбодействуй, не кради, не убивай.

Иисус в Новом завете цитирует эти заповеди в следующем порядке: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, т.е. как раз следует порядку из Папируса (Евангелие Марка 10:19; Луки 18:20, Послание Римлянам 13:9, Послание Иакова 2:11). В Евангелии Матфея 19:18 видим соответствие Масоретскому тексту.

О девятой заповеди в манускрпите сказано «не произноси свидетельства напрасного», что соответствует Второзаконию. Заповедь Исхода запрещает «свидетельство ложное».

Десятая заповедь почти дословно воспроизводит версию Второзакония.

Согласно Масоретскому тексту, стих Второзаконие 6:4 начинается словами «Слушай, Израиль». Папирус Нэша в строке 22 содержит слова, которых нет у Масоретов, но эти слова в точности соответствуют стиху 4 в Септуагинте. И далее еврейский текст манускрипта полностью следует тексту Септуагинты.

В строке 24 сохранилась примечательная деталь. В конце стиха 4 стоит еврейское слово , которое в данном случае служит как глагол-связка, который в греческом тексте Септуагинты выражается глаголом . В Масоретском тексте слово отсутствует. Оно не является обязательным в предложении, но манускрипт даже в традиции Шма соответствует греческому тексту Септуагинты и Нового завета (Евангелие Марка 12:29).

Эммануил Тов в своём замечательном труде «Текстология Ветхого Завета», обсуждая Папирус Нэша, говорит следующее: «Очевидно, что данный составной текст отражает скорее литургическую, чем библейскую традицию (ср. его содержимое с тефиллин и мезузот, найденными в Кумране), поэтому его ценность для текстологии ограничена.»

На страницах 118 и 119 он сообщает о параллелях с некоторыми кумранскими текстами (4QDeutn, 4QMez A, 4QPhyl G, 8QPhyl) и указывает, что их отличие от Масоретского текста объясняется тем, что тефиллин и мезузот не требовалось копировать из письменного источника, т.е. их зачастую воспроизводили по памяти.

Ф. Буркитт в своей работе сообщает следующее: «Нам известно из обоих Талмудов, что в древности был обычай читать 10 заповедей перед Шма, который позже отменили из-за притязаний христиан». Он ссылается на Иерусалимский Талмуд — Берахот 1:8(4) и Вавилонский Талмуд — Берахот 12а.

Этим объясняется состав текста в папирусе.

Он предполагает, что папирус принадлежал набожному еврею, жившему в Египте, который использовал данный документ в своём ежедневном поклонении Богу.

Жил владелец манускрипта явно до того, как упомянутая выше традиция была отменена.

Учитывая то, что текст папируса весьма близок текстуальной традиции Септуагинты, Буркитт делает вывод, что манускрипт основывается на еврейском свитке, который был известен в Египте во II в. до н.э., и с которого был сделан дошедший до нас греческий перевод, названный Септуагинта.