Медный свиток

Медный свиток — одна из кумранских рукописей, которая выполнена на материале, отличном от остальных свитков Мёртвого моря.

Часть Медного Свитка
pinterest button

В то время, как другие свитки написаны на пергаменте или папирусе, данный свиток написан на металле (сплав меди с примерно 1% олова).

В отличие от других свитков, «Медный свиток» — это не литературное произведение, а список мест, в которых якобы сокрыты различные предметы из золота и серебра.

Язык «Медного Свитка» отличается от языка других обнаруженных в Кумране документов и может быть отнесен к разговорному языку того времени, предшественнику мишнаитского иврита, со своеобразной орфографией (написанием) и палеографией (формой букв).

Рукопись создана ессеями в 50-100 гг. и найдена в пещере № 3 Кумрана 20 марта 1953 г.

«Медный свиток» хранится в Иорданском археологическом музее в Аммане.

История исследований

20 марта 1953 г. в третьей пещере Кумрана археологи обнаружили два медных свитка, которые были переданы в Иерусалимский музей. Служившая основой для рукописей практически чистая медь сильно окислилась, свитки стали хрупкими и выставлялись в свёрнутом виде.

В сентябре 1953 г. Иерусалим посетил геттингенский профессор Карл Георг Кун, предполагавший заняться изучением связи рукописей общины с иранской религией, но увидев Медный список загорелся идеей его расшифровки. Однако, состояние рукописей было таково, что даже учёному не было позволено не только разворачивать свитки, но даже и дотрагиваться до них. Поверхностные исследования позволили прочитать несколько словосочетаний и сделать некоторые предположения об их содержимом.

Весной 1955 г. член комиссии по исследованию медных свитков Джон Аллегро убедил директора музея Хардинга предать свитки исследованиям, пусть и с частичным разрушением. 13 июля 1955 г. Хардинг передал доктору Манчестерского технологического колледжа Боудену меньший свиток.

Технологический колледж сконструировал для распиливания медного свитка сложный механизм: установленный на тележку и закреплённый пропущенным сквозь него тонким алюминиевым шпинделем, свиток подводился непосредственно под упругий рычаг, на котором была укреплена пила диаметром пять сантиметров, толщиной 0,15 миллиметра, что позволяло ей разрезать лишь один слой меди.

Перед распилом внешнюю сторону свитка во избежание сотрясений, способных повредить металл, покрывали слоем аральдита и в течение нескольких часов свиток подогревали до определенной температуры. Рядом с резальной машиной было установлено приспособление, которое осторожно очищало нейлоновыми щетками медный лист и по конструкции напоминало зубоврачебную бормашину.

30 сентября 1955 г. был произведен первый разрез и Джон Аллегро приступил к дешифровке текста.

26 ноября 1955 г. перевод первого свитка был закончен, а 2 января 1956 г. в Манчестер прибыл второй, больший свиток. После окончания работы все полосы были отправлены обратно в Иерусалим.

Содержание

Свиток содержит около 3 тыс. букв. Язык, на котором была написана рукопись, уже отошел от классического древнееврейского языка Библии и был близок к древнееврейскому языку II в.

«Медный свиток» представляет список мест, в которых якобы сокрыты различные предметы из золота и серебра. Типичные записи в рукописи выглядели следующим образом:

Согласно списку, спрятанные в окрестностях Иерусалима и Западной Палестины сокровища составляли колоссальную сумму — около 4 тыс. центнеров золота и серебра (золота — 1280 талантов, золота и серебра (без дифференциации) — 3282 таланта, слитков золота — 65, кувшинов с серебром — 608, золотых и серебряных сосудов — 619), причём из-за коррозии медных свитков сведения о некоторых кладах так и не удалось дешифровать.

Часть Медного Свитка
pinterest button Часть Медного Свитка n/a, Public Domain

Столбец 10-й одного из медных свитков содержал такую фразу:

Полезная информация

Медный свиток
ивр. מגילת הנחושת
англ. Copper Scroll

Гипотезы

На 2012 г. нет данных об обнаруженных кладах, которые можно сопоставить с указанными в «Медном свитке», однако сам текст породил массу научных и ненаучных теорий.

Профессор Сигмунд Мовинкель писал:

«Ессеи кумранской общины не могли владеть такими огромными ценностями. Прежде всего против этого свидетельствует упоминание о сосудах с драгоценными благовониями, потому что законы иудеев запрещали употребление благовоний вне храма. Следовательно, в этой описи речь может идти лишь о сокровищах храма Соломона, который был сожжен завоевателями в 587 г. до н. э. Но скорее всего медный свиток является апокрифом, в котором чисто гипотетически обсуждается возможность сокрытия сокровищ. Это эсхатологический документ, лишенный какого-либо практического значения».

Наиболее приемлемым казалось предположение, что в «Медном свитке» речь шла о спасённых и спрятанных сокровищах храма перед тем, как в 70 г. Тит Флавий Веспасиан захватил и разрушил Иерусалим.

Однако и эта версия вызывала много возражений, например, парижский профессор Дюпон-Соммер считал, что трудно себе представить, чтобы известная строгими воззрениями кумранская община стала прятать сокровища Иерусалимского храма.

Сайт Текст «Медных свитков» на иврите с английским и французским переводом