Баухаус

Вначале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля

Здание школы в Дессау
pinterest button

Баухаус — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре

В XX в. многие принципы, определяющие внешний облик архитектуры, повсеместное употребление классических ордеров, продолжавшееся с XV по XIX в., были поставлены под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям, и, отринув орнаментику, архитекторы переломили многовековую традицию.

Вначале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля.

Музей Баухаус в Тель-Авиве
pinterest button Музей Баухаус в Тель-Авиве Talmoryair, CC BY-SA 3.0

У его истоков стоит Баухаус, теоретические посылки которого часто сводятся к лозунгу «функционализм», то есть что утилитарно, удобно, то и красиво. Однако это не совсем верно: лучшие создания функционализма красивы потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьем.

В выпущенном школой «Манифесте» 1919 г. архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции.

Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными.

История

Школа Баухаус (Государственный Баухаус) была образована в Веймаре 25 апреля 1919 г. в результате объединения Саксонско-Веймарской высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса.

Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства.

Дом на улице Бегина
pinterest button Дом на улице Бегина Sambach, CC BY-SA 2.5

Школа выпускала одноименный журнал («Bauhaus») и серию Баухаус-книг (Bauhausbücher).

В 1925 г., когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в Дессау.

Дом на улице Бен Йехуда в Тель-Авиве
pinterest button Дом на улице Бен Йехуда в Тель-Авиве Sambach, CC BY-SA 2.5

Директором школы с 1919 по 1928 гг. был Гропиус, затем его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 г. руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль.

В 1933 г., после прихода национал-социалистов к власти, школа была упразднена нацистским правительством (нацисты и в 1920-х выступали против Баухауса, считая школу рассадником коммунизма).

В середине 1930-х Баухаус активно развивался в Палестине, куда эмигрировали из Германии архитекторы-евреи. В Тель-Авиве наиболее целостно сохранились кварталы, построенные в стиле Баухаус.

Полезная информация

Ба́ухаус
нем. Bauhaus
Hochschule für Bau und Gestaltung 
Высшая школа строительства и художественного конструирования
или Staatliches Bauhaus

Баухауз в СССР

В феврале 1931 г. бывший директор школы Баухаус Ханнес Мейер в сопровождении 7 учеников переехал в Москву. Среди сопровождающих были Б. Шефлер и Ф. Тольцинер. Всего приехало около 30 специалистов.

Немецкие архитекторы оставили заметный след в строительстве соцгородков при строящихся заводах в Магнитогорске, Свердловске, Орске, Перми, Соликамске и других городах. Часть из них была впоследствии репрессирована уже в СССР. В 1933 г. Ханнес Мейер представил генеральный план развития Биробиджана, выполненный в стиле Баухаус, который был воплощен лишь частично.

Преподаватели Баухауса

В разное время в учебном заведении преподавали следующие художники:

  • Герберт Байер
  • Йозеф Альберс
  • Наум Габо
  • Вальтер Гропиус 
  • Пит Мондриан
  • Людвиг Мис ван дер Роэ
  • Лионель Фейнингер
  • Оскар Шлеммер 
  • Герхард Маркс
  • Иоханнес Иттен
  • Василий Кандинский
  • Пауль Клее
  • Ласло Мохой-Надь