Линия Бар-Лева

Длина линии составляла 160 км, название ей было дано в честь начальника израильского генштаба Хаима Бар-Лева

Египетские транспортные средства, пересекающие Суэцкий канал 7 октября 1973 года, во время войны Судного дня
pinterest button

Линия Бар-Лева — цепь укреплений, возведённая Израилем вдоль восточного побережья Суэцкого канала, после оккупации входящего в состав Египта Синайского полуострова во время Шестидневной войны.

Строительство

Была возведена в 1968–1969 годах в ответ на египетские бомбардировки во время Войны на истощение, существовала до конца 1973 года; стоимость строительства составила около 300 миллионов долларов.

Окоп и блиндаж на линии Бар-Лева
pinterest button Окоп и блиндаж на линии Бар-Лева Military Battles on the Egyptian Front by Gammal Hammad, Public Domain

Название ей было дано в честь начальника израильского генштаба Хаима Бар-Лева.

Параметры

Длина линии составляла 160 км. Линия состояла из песчаной стены высотой 20–25 м, имевшей уклон 45–65°, и бетонных укреплений. Сразу за ними располагалась линия из 22 израильских фортов с 35 опорными пунктами; расстояние между отдельными фортами могло варьироваться от 5 км до 900 м.

Карты, показывающие египетское наступление и израильское контрнаступление на Суэцком фронте. Форты линии Бар Лев отмечены на первой карте
pinterest button Карты, показывающие египетское наступление и израильское контрнаступление на Суэцком фронте. Форты линии Бар Лев отмечены на первой карте Department of History, U.S. Military Academy, Public Domain

Для возможной поддержки линии была построена сложная система дорог.

Предназначение

Данная система укреплений была построена с целью противодействовать попытке любого крупного наступления египтян через канал и, по замыслам израильских военных, должна была стать «кладбищем для египетских войск».

Израильский флаг форта Будапешт линии Бар-Лева
pinterest button Израильский флаг форта Будапешт линии Бар-Лева Tomtom, CC BY-SA 3.0

По оценкам израильских военных, египтяне даже в случае полномасштабного наступления не смогут преодолеть линию быстрее, чем за сутки или двое.

Прорыв линии

Тем не менее, когда в октябре 1973 года началась Война Судного дня, линия была преодолена египетскими войсками менее чем за два часа.

Египетские военные грузовики пересекают мост, установленный через Суэцкий канала 7 октября 1973 года, во время войны Судного дня / Октябрьской войны
pinterest button Египетские военные грузовики пересекают мост, установленный через Суэцкий канала 7 октября 1973 года, во время войны Судного дня / Октябрьской войны неизвестен, Public Domain

Помимо неожиданности и подавляющей огневой мощи, успеху способствовал необычный способ разрушения укреплений: проходы в песчаном вале были быстро проделаны мощными потоками воды из Суэцкого канала.

Египетские военные инженеры используют водометы, чтобы пробить израильскую стену из песка на восточном берегу Суэцкого канала
pinterest button Египетские военные инженеры используют водометы, чтобы пробить израильскую стену из песка на восточном берегу Суэцкого канала Неизвестно, CC BY-SA 3.0

Идея использовать насосы принадлежала египтянину Баки Заки Юсефу.