Включало в себя земли колена Иуды и половину колена Вениамина.
Южное царство — Иудея, первым царем которого был сын Соломона Ровоам (Рехавам), со столицей в Иерусалиме просуществовало свыше 300 лет, и было уничтожено Вавилоном в 586 году до н. э.
Вавилонский плен, однако, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля.
Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству.
Спустя 70 лет в силу указа великодушного Кира Персидского, сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иерусалиме.
С падением Нововавилонского царства (539) и возникновением Персидской империи, включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира — в Месопотамии, Малой Азии и Египте, — часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев.
Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.
С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору.
Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.
После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля (Палестина) сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии.
В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне). Одновременно среди евреев распространяются три философских и религиозных течения.
Наиболее популярным является учение фарисеев, учителей ревнителей закона. Путем толкований они стремятся приспособить основы Моисеева законодательства к новым условиям жизни, а также оградить чистоту еврейского вероучения и ритуала от языческого и в особенности эллинского влияния.
Другого направления держались саддукеи, представители священнических и аристократических классов. Не допуская никаких толкований закона, они требовали от народа слепого исполнения обрядов.
Третье направление заключалось в удалении от мирской суеты, в искании спасения в простой суровой жизни. Представителями этого течения были ессеи, родоначальники христианского аскетизма.
Рассеяние евреев по всем странам Востока и Запада началось за III в. до н. э.
Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птоломеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте (Александрии и др.), где в городе Гелиополе был воздвигнут храм Ония, соперничавший с Иерусалимским.
Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.
С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Эпифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев.
В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), возникло восстание (165—141 г. до н. э.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии.
В 141 г. до н. э. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона (Шимона), родоначальника хасмонейской династии.
Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства (164-37) со столицей в Иерусалиме.
В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.
Преемником Симона был его сын Иоанн-Гиркан (135—106 г. до н. э.), соединивший в своём лице царский титул и сан первосвященника. Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев и всецело поддались влиянию эллинской культуры.
После Иоанна-Гиркана царствовали его сыновья Аристобул, 106—105, и Александр Янай, 105-79. Последнему наследовала его супруга, Саломея Александра, 79-70.
В 63 г до н. э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, Гирканом II и Аристобулом II, в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец Помпей, взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирии и находившуюся под управлением Гиркана.
В 40 до н. э. Антигон, младший сын Аристобула, стал при помощи парфян царём.
Династия Хасмонеев правила Иудеей на протяжении более одного века (с 164 по 63 год до н.э.).
Священник Матитьяху Хасмоней и его 5 сыновей возглавили восстание против Греческих правителей из Селевкидской Сирии.
С 63 г. до н. э. Иудея стала вассалом Рима, в 40 г. до н. э. была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 70 г. н. э. Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.
После смерти Ирода Великого произошло распределение территории царства между его сыновьями.
Галилея и Заиордания были отданы Ироду Антипе; земли к северу от них — Ироду Филиппу; а Иудея с Самарией — Архелаю, который должен был со временем унаследовать и титул царя.
Однако Ирод Архелай вызывал неудовлетворение как у евреев, так и у римлян, и император Август сместил его в 6 году нашей эры, передав власть над Иудеей римскому прокуратору.
С политической точки зрения Галилея и Иудея были хотя и подвластными Риму, однако полностью отдельными государствами.
В евангельские времена Галилеей правил Ирод Антипа (из 4 г до н. э. до 39 г н. э.), а Иудеей — Понтий Пилат (с 26 по 36 г н. э.).
При Ироде Агриппе Иудея была снова объединена и достигла прежнего своего размера.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Braun & Schneider, Public Domain.
Дата начала: 928 г. до н. э.
Дата окончания: 586 г. до н. э.
Период два царства
Иудейское царство
Южное царство
ивр.
транслит. «Малхут Егуда»
Иудея
ивр.
После смерти царя Соломона в 927 году до н. э. царство было разделено. Десять колен (племен) образовали Северное царство, которое получило название Израиль со столицей сначала в Тирце, затем в Самарии.
Его первым царем был оппозиционный режиму Соломона царь Иеровоам.
Северное царство просуществовало свыше 200 лет, и было уничтожено Ассирией в 721 г. до н. э.