После окончания Шестидневной войны 1967 г., инфраструктура ФАТХ на Западном берегу реки Иордан была по большей части разгромлена, а активисты — арестованы.
В результате, палестинцы начали действовать с восточного берега реки Иордан, разместив свои лагеря и промежуточные базы на территории Иордании в непосредственной близости от границы с Израилем.
Власти Иордании, опасаясь «ответных действий» со стороны Израиля и эскалации конфликта, предпочитали препятствовать активности ФАТХ на своей территории (в частности, 13 ноября 1966 г. во время рейда израильтян на приграничную деревню ас-Саму они отказались пропустить туда отряды Армии освобождения Палестины «для отражения агрессии»).
В то же время, они не препятствовали ведению боевых действий ФАТХ на территории Израиля. В нескольких случаях, при нанесении Израилем ответных ударов по объектам на территории Иордании, подразделения иорданской армии открывали ответный огонь.
В ответ на серию терактов ООП, Израиль спланировал два одновременных рейда на её лагеря, расположенные в посёлке Караме (здесь находился лагерь Шума с 40 тыс. палестинских беженцев) и в деревне Сафи.
В этом же районе были рассредоточены достаточно крупные силы палестинцев (отряды ФАТХ и «местные отряды самообороны») и находился штаб ООП.
По сведениям палестинцев, в случае успеха этой операции, «израильтяне планировали захватить несколько возвышенностей на восточном берегу, чтобы держать под прицелом всю долину Иордана и помешать «палестинским партизанам» просачиваться на оккупированную территорию».
Операции носили кодовое название «Инферно» (иврит: ) и «Асута» ( ).
Непосредственным поводом для рейда стал подрыв 18 марта 1968 г. школьного автобуса на установленной ООП мине (в результате погибли 2 человека и 10 детей были ранены), однако подготовка к операции и сосредоточение подразделений ЦАХАЛ на исходных позициях в районе Иерихона (в 5 км от Караме) начались значительно раньше.
В Израиле рассчитывали на внезапный характер рейда, однако сосредоточение сил не осталось незамеченным палестинцами. Одновременно, на участке границы протяженностью 110 км, от Мёртвого моря до Тивериадского озера армия Иордании начала наращивать концентрацию своих сил.
Тем не менее, руководство Иордании стремилось избежать вооруженного конфликта:
В Израиле предполагали, что иорданская армия будет игнорировать вторжение, однако ее подразделения открыли огонь по израильтянам и оказали поддержку силам ООП.
Перед началом сражения, ударная группировка ЦАХАЛ включала подразделения 7-й и 60-й бронетанковых, 35-й воздушно-десантной и 80-й пехотной бригад, а также инженерный батальон при поддержке 5 батарей артиллерии (всего до 15 тыс. человек).
Силы иорданской армии состояли из 1-й пехотной дивизии и 60-й бронетанковой бригады, дополнительно усиленных артиллерией и противотанковыми средствами (всего до 15 тыс. чел.).
Силы палестинцев оценить сложно — по некоторым сведениям, они достигали 900 боевиков. При этом, в сражении приняли участие не только отряды ФАТХ, НФОП и «Ас-Саика», но и местные жители.
На рассвете 21 марта, под прикрытием вертолетов израильские части начали переправу через реку Иордан в районе мостов Дамия и Короля Хусейна.
Одновременно к северу от посёлка Караме, в районе Гхор эль-Сафей был высажен вертолётный десант.
Дальнейшее продвижение ЦАХАЛ было остановлено сопротивлением подразделений иорданской армии, позиции которых начали бомбить самолеты ВВС Израиля.
Тем временем, в самом поселке пехотные части израильтян столкнулись с ожесточённым сопротивлением палестинцев.
В результате 15-часового боя израильтяне отступили, постаравшись эвакуировать повреждённую технику. Однако отступление было настолько тяжёлым, что на поле боя остались тела убитых солдат (ранее такого не случалось).
После окончания сражения, от посёлка остались только четыре каменных дома на окраине, остальные 175 строений были разрушены в ходе сражения или взорваны израильтянами. Вплоть до весны 1971 г. поселение оставалось разрушенным, восстановление и возвращение жителей началось только во второй половине 1971 г.
Непосредственно после окончания боевых действий, 22.03.1968 в коммюнике иорданского военного командования потери Израиля оценили в «200 убитых и большое количество раненых военнослужащих, 42-45 танков, БТР и автомашин, 3-5 самолётов (в том числе, три реактивных истребителя «Мистер«»)».
При этом, собственные потери армии Иордании оценивались в «200 убитых и 65 раненых военнослужащих, 10 поврежденных танков и несколько артиллерийских орудий».
Газета «Правда» со свойственным тогдашним советским источникам заголовком, в оценке потерь Израиля была более осторожной: «около 100 военнослужащих (33 убитыми и 70 ранеными), 4 танка, несколько БТР и автомашин».
В свою очередь, премьер-министр Израиля официально признал потери 11 солдат убитыми и 50 ранеными.
В настоящее время потери ЦАХАЛ оценивают в 28-30 убитых и 69 раненых военнослужащих, 4 танка «Центурион», 2 броневика AML-90, 2 полугусеничных бронетранспортера M3A1 и 1 сбитый (или поврежденный, и разбившийся при посадке) самолёт.
Оценка потерь их противников также варьируется в широких пределах.
По оценке израильтян, потери армии Иордании составили 61-87 убитых и 4 пленных солдат, 30-31 уничтоженных и подбитых танков и автомашин, палестинцы потеряли 100—128 человек убитыми и 120—150 пленными.
По мнению палестинцев, значительную часть их погибших и арестованных составляют мирные жители.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Original uploader was Issagm, CC BY-SA 3.0.
Дата начала: 21 марта 1968 г.
Период До войны Судного дня
Сражение при Караме
ивр.
Операции носили кодовое название «Инферно» ивр. и «Асута» ивр.
араб.
англ. Battle of Karameh
Противники: Израиль — ООП, Иордания
Командующие: Узи Наркис — Ясир Арафат, Абу Шариф, Абу Керим
Несколько дней спустя, в результате переговоров представителей Иордании и Израиля, в обмен на возвращение тел убитых солдат ЦАХАЛ, были отпущены пленные солдаты Иордании и часть палестинцев.
Обе стороны заявили о своей победе. С точки зрения израильтян, цели операции были выполнены: разрушено поселение, служившее опорным пунктом для ООП; противник понёс потери и был вынужден отодвинуть свои оперативные базы от границы (что объективно усложнило проведение диверсий в отношении Израиля).
Для палестинцев битва стала символом того, что можно победить мощного врага.
Высказывание короля Хусейна «Мы все федаины!» показала солидарность Хашимитского королевства с палестинскими беженцами.
После битвы силы ООП начали расти: так, если до июня 1967 г. силы ФАТХ насчитывали 200—300 активистов, то к весне 1968 г. — 2000, а к середине 1968 — 15 тыс.
В результате, ФАТХ стала самой многочисленной и влиятельной организацией в движении палестинского сопротивления. Также возникло множество новых организаций, ставивших главной целью вооруженное освобождение Палестины.
После битвы при Караме палестинское движение сопротивления получило возможность открыто создавать свои базы, учебные лагеря и учреждения на территории арабских стран, вести агитацию и привлекать добровольцев в Иордании, Сирии, Египте и Ираке.
Однако напряженность в отношениях с правительством Иордании привела к событиям «Чёрного сентября» в 1970 г.
После четырёхдневных затяжных дискуссий, 25 марта 1968 г. Совет Безопасности ООН утвердил резолюцию № 248 от 24.03.1968, в которой осудил массированное вооруженное нападение Израиля на Иорданию как грубое нарушение Устава ООН и принятых ранее резолюций о прекращении огня.
Премьер-министр Израиля Леви Эшколь выразил разочарование позицией СБ ООН, обвинив его членов в «откровенной несправедливости».