Переговоры стали неудавшейся попыткой достичь соглашения об окончательном урегулировании Палестино-израильского конфликта. Как следствие, в конце сентября 2000 г. началась Интифада Аль-Аксы.
В 1993 г. Между Израилем и ООП в Осло были подписаны мирные соглашения, в результате которых на частях Западного берега реки Иордан и Сектора Газы была образована Палестинская национальная администрация (ПНА).
Подписание соглашений ознаменовало конец Первой интифады. Согласно соглашению, в течение 5 лет предполагалось достичь окончательного урегулировании конфликта. Однако, по состоянию на июль 2000 г., такое соглашение достигнуто не было.
Террор против Израиля, главным образом, со стороны соперничающих с ООП исламистских группировок продолжался.
В 1994 г. также совершали теракты организации «Ястребы ФАТХа», номинально связанной с партией ФАТХ, и организации ДФОП и НФОП, номинально входящие в ООП, но не принявшие соглашений в Осло . И ООП, и ФАТХ возглавлял Ясир Арафат.
Согласно Гос. департаменту США, администрация ПНА осуждала нападения на граждан Израиля, а палестинская полиция предотвратила несколько терактов. В то же время Ясир Арафат не осудил несколько нападений со стороны группировки «Ястребы ФАТХа» в 1994 г.
Однако, согласно представленным МИД Израиля данным, опирающимся на документы, найденные в ходе операции «Защитная стена» в 2002 г., и другим источникам, на деле, деятельность Арафата на посту председателя ПНА, созданной в результате соглашений в Осло, поощряла террор против Израиля.
За 5 лет со дня подписания «Соглашений в Осло» в сентябре 1993 г. погибло 266 израильтян, в то время, как за 15 лет до соглашений погибли 216 человек. Всего, со дня подписания соглашений и до августа 2000 года, от рук палестинских террористов погибли 256 израильтян .
В то же время, Израиль после соглашения в Осло усилил строительство новых и расширение старых еврейских поселений на оккупированных территориях.
Так, согласно FMEP, с 1993 по 2000 год население таких поселений на Западном берегу реки Иордан увеличилось более чем на 2/3.
Организации Бецелем утверждает, что в результате действий израильской армии и от рук израильских гражданских лиц (в том числе в результате теракта Баруха Гольдштейна) погибло 367 палестинцев.
24 мая 2000 г. Израиль во исполнение резолюций ООН в одностороннем порядке полностью вывел свои войска из Южного Ливана.
Ряд источников считает, этот факт, равно как и полный уход Израиля с Синайского полуострова в рамках мирного договора, повлиял на позицию ПНА на саммите.
По свидетельству И. Гинносара, Абу-Мазен сказал Эхуду Бараку:
В своей речи перед вылетом на саммит Эхуд Барак заявил, что он готов подписать мирное соглашение с палестинцами лишь при условии, что:
Барак заявил, что это единственные принципы, на которых он готов заключить соглашение, и что соглашение потребует «болезненных компромиссов» как со стороны израильтян, так и со стороны палестинцев, в противном случае никаких соглашений заключено не будет.
Барак предупредил, что отношения палестинцев и израильтян стоят на распутье и их ждёт или «мир храбрых» или жестокий конфликт, который приведёт к страданиям и жертвам, «но ничего не решит»..
Ясир Арафат полагал, что проведение саммита преждевременно и что стороны сначала должны прийти к согласию по основным вопросам.
Однако, под давлением президента Клинтона он был вынужден принять участие в саммите.
Финальные предложения, измененные с учетом обсуждения на саммите, в том числе, предложенного Клинтоном :
Израиль отказывается принять на себя ответственность за проблему палестинских беженцев. Однако он согласен принять 100.000 из них по программе воссоединения семей (согласно Абу-Мазену, в течение 15 лет). По одному из источников, приём беженцев палестинским государством ограничивался 500 тысяч человек в течение оговоренных временных рамок. Эта версия не подтверждалась другими источниками, и была проблематичной, поскольку гораздо большее количество (более миллиона человек имеющих статус беженцев) уже жило в лагерях беженцев на Западном берегу и в Газе.
Израиль предлагал создать для компенсации беженцам особый международный фонд на основе вкладов Израиля, США и Европы. Этот фонд должен был бы также заниматься компенсацией имущественных потерь евреям, покинувшим арабские страны (Абу-Мазен).
В обмен на принятие этих предложений Израиль требовал от Арафата объявить об окончании конфликта и отсутствии претензий к Израилю в будущем.
Израильские официальные лица категорически отвергли обвинения ПНА в том, что первоначальная раздробленность ущемила бы новое государство, обвиняя палестинцев в заведомом и сознательном искажении израильской позиции. По словам Эхуда Барака:
Министр иностранных дел Ш. Бен-Ами писал
Палестинская сторона выдвинула следующие требования, отвергнутые Бараком:
Переговоры закончились 25 июля без заключения соглашения, поскольку Ясир Арафат отказался их подписать на предложенных Израилем и США условиях.
В своем обращении после саммита Эхуд Барак сказал: «Позиция Арафата по Иерусалиму предотвратила заключение соглашения».
По результатам саммита было принято трёхстороннее заявление, в котором стороны выражали намерение как можно скорее продолжить переговоры, направленные на достижение взаимного мира, и воздержаться от каких бы то ни было односторонних шагов.
В заключении по результатам саммита МИД Израиля отметил, что некоторые палестинские круги заявляют, что прибегнут к насилию после провала саммита, и что Израиль в рамках своих полномочий примет все необходимые меры, чтобы сохранить спокойствие и предотвратить насилие.
После окончания переговоров Эхуд Барак сказал:
(Тем не менее, в последующие месяцы он предложил Арафату дополнительные уступки. Даже развал возглавляемой Бараком коалиции, не остановил попыток премьер-министра довести переговоры до финальной черты.)
Позже он в совместной с Бенни Моррисом статье писал :
Согласно Эхуду Бараку, Б. Клинтон в телефонном разговоре с ним в июле 2000 года сказал:
Похожим образом цитирует слова Б.Клинтона и Д. Росс:
Клинтон позже писал, что когда Арафат назвал его великим человеком, он ответил ему:
В ноябре 2000 года, до встреч в Вашингтоне и Табе, Абу Мазен написал статью, в которой были сформулированы палестинские требования и изложены причины провала переговоров в Кэмп-Дэвиде:
При этом Иерусалим никогда не находился под суверенитетом палестинских арабов, и не был включен в территорию, отведенную ООН под арабское палестинское государство в 1947 г. Предполагалось, что Иерусалим станет городом с международным статусом, хотя арабские государства и палестинцы отказались признать этот статус.
Как пишет А. Иссерофф:
Дов Конторер приводит следующее мнение Дана Меридора, председателя комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне, участвовавшего в переговорах: «Мне было с самого начала понятно, что Бейт-Ханина, Каландия и Шуафат не интересуют Арафата. Для него Иерусалим — это то, что находится в стенах Старого города, и поэтому нам не стоило подрывать свою прежнюю позицию по вопросу о единстве Иерусалима в обмен на призрачную надежду уговорить палестинцев».
Следует отметить, что Израиль оспаривает трактовку Резолюции 242 палестинской стороной. В указанной резолюции Иерусалим не был упомянут вообще, а требование об освобождении территорий, оккупированных Израилем в ходе войны, по-разному трактовалось заинтересованными сторонами.
Как указывает заместитель министра иностранных дел Израиля Даниэль Аялон, даже советский представитель в ООН Василий Кузнецов, который боролся против окончательного текста резолюции, признал, что резолюция дала Израилю право «отвести свои войска только к тем позициям, которые он сочтет необходимыми».
Ясир Арафат изначально не хотел принимать участия в саммите, поскольку утверждал, что перед проведением саммита необходима более тщательная подготовка. Арафат считал, что без подобной подготовки саммит обречён на провал, до тех пор, пока между сторонами по прежнему существуют разногласия по ряду позиций. Однако госсекретарь США Мадлен Олбрайт и президент Билл Клинтон настояли на немедленном проведение саммита и Арафат не имел возможности им отказать.
На консультативных переговорах в Стокгольме, предшествующих саммиту, палестинцы настаивали, что окончательное урегулирование должно базироваться на резолюциях ООН 242 и 194 (полное отступление с оккупированных в 1967 году территориях и возврат беженцев). Однако израильский представитель заявил палестинцам: «Чтобы добиться прогресса, вы должны занять более умеренную позицию… у вас недостаточно сил для того, чтобы взять то, что вы хотите, поэтому будьте реалистами и берите, что вам предлагают». После этой встречи министр иностранных дел Израиля Бен Ами заявил, что можно проводить саммит, палестинская сторона опротестовала это решение, заявляя, что никакого прогресса на предварительных переговорах достигнуто не было.
По мнению Амнона Капелюка (газета Ле Монд), после провала саммита США и Израиль начали пропагандистскую компанию, преследующую три цели — возложить ответственность за провал переговоров на Арафата, извратить реальную позицию Арафата в ходе саммита, чтобы поставить его в трудное положение и организовать новый саммит «последнего шанса». Ожидалось что на нём Арафат продемонстрирует большую гибкость.
Между тем палестинская сторона полагала, что она и так уже проявила большую уступчивость, согласившись на создание палестинского государства лишь на одной пятой части территории бывшего британского мандата (Западный берег реки Иордан и Газа в границах 1967 года). Поведение Израиля палестинцы расценивали как вопиющее нарушение и систематические задержки выполнения соглашений в Осло.
Бандар, принц Саудовской Аравии, охарактеризовал отказ Арафата подписать соглашение как «преступление против палестинцев, и в целом — против всего региона».
Однако, согласно BBC, Арафат получил поддержку в арабском мире за его отказ пойти на компромисс по вопросу Иерусалима.
Согласно опросам общественного мнения среди населения территорий под контролем ПНА, большинство их жителей считало, что в провале переговоров виновата израильская сторона (82.6%). При этом 58,3% полагало, что основной проблемой, из-за которых переговоры провалились была проблема Иерусалима. 67,5% население одобрило позицию, принятую Ясиром Арафатом на переговорах, 43,6% считало, что переговоры в скором продолжатся и всплеска насилия не произойдёт.
Позиция Арафата была поддержана так же лидером движения ХАМАС Ахмадом Яссином, находившемся в оппозиции к движению ФАТХ Ясира Арафата.
В Израиле, согласно опросам общественного мнения, 57% населения полагало, что Эхуд Барак предложил на саммите слишком много уступок, только 30% населения Израиля поддерживало позицию Барака.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Liftarn, Public Domain.
Дата начала: 11 июля 2000 г.
Дата окончания: 25 июля 2000 г.
Период 2000-е годы
Саммит в Кэмп-Дэвиде (2000)