В эпоху своего могущества Фатимидский халифат включал в себя территории Египта, Магриба, Палестины и Сирии.
Откололось от халифата Аббасидов в результате восстания в провинции Ифрикия берберских племен, возглавляемых исмаилитским проповедником Абу Абдаллахом. Абу Абдаллах передал всю власть Убейдаллаху, который утверждал, что является потомком Фатимы.
Низложено Саладином — курдским военачальником, призванным для организации обороны против крестоносцев в 1169 г.
Самая известная из шиитских сект — исмаилиты — возникла в VIII в. Они считали, что преемником после пророка Мухаммеда и первым халифом должен был быть Али. От традиционного шиизма их отличало признание седьмым имамом Мухаммада — сына Исмаила, которого его отец — шестой имам Джафар ас-Садык отстранил от наследования титула имама. По догматам исмаилитов потомки Исмаила — скрытые имамы. Перед концом света последний скрытый имам («владыка времени») вернётся в образе Махди (спасителя).
В начале X в. на территории Ифрикии началось восстание исмаилитов во главе с Абу Абдаллахом и Убейдаллахом, исмаилитским имамом, объявившим себя потомком Али и Фатимы. В 909 г. исмаилитская армия заняла город Кайруан, где Убейдаллах торжественно провозгласил себя халифом под именем аль-Махди (909—934 гг.).
С момента захвата власти Убейдаллахом Фатимиды предпринимали неоднократные попытки овладеть Египтом — плодороднейшей и богатейшей области Аббасидского халифата.
В 914 г. фатимидская армия вторглась в Египет и заняла Александрию, но вскоре была разбита посланным абассидским халифом аль-Муктадиром войском во главе с военачальником Мунисом.
Новая попытка вторжения была предпринята в 919 г. Однако и в этот раз Убейдаллаха ждала неудача. Его флот был потоплен у Розетты, а сухопутная армия, вновь сумевшая занять Александрию, была в конце 920 г. вытеснена войсками аббасидов из Египта.
В 936 г. неудачей закончился поход в Египет и для сына Убейдаллаха — фатимидского халифа аль-Каима.
Завоевать Египет смог правнук Убейдаллаха — халиф аль-Муизз (954—975 гг.). Придя к власти, аль-Муиз начал деятельную и систематическую подготовку к египетскому походу. В специальных лагерях он обучал и тренировал свою армию. Был создан флот для транспортировки продовольствия. В Египет было отправлено множество агентов и проповедников, установивших связи с египетскими шиитами.
Весной 969 г. 100-тысячная фатимидская армия во главе с Джаухаром (бывшим рабом — христианином из Сицилии) вторглась в Египет. Без труда одержав победу под Гизой, Джаухар вошёл в Фустат и основал в его окрестностях новую столицу — Каир. В 972 г. в Каир прибыл сам халиф аль-Муизз. Египет вошёл в состав Фатимидского государства.
В 996—1021 гг. в Египте правил халиф аль-Хаким. Аль Хаким провел программу реформ, которая в частности устраняла на практике рабовладение. Хотя в теории ислам запрещал рабовладение для мусульман, оно оказывалось юридически возможным для евреев и христиан, разумеется, число злоупотребления со стороны мусульман в отношении рабовладения тоже тоже было значительным.
Хаким запретил многоженство, отмечая, что ислам предусматривал возможность иметь до 4 жен как исключительную меру в чрезвычайных обстоятельствах.
Хаким издал указ о равенстве официально господствовавшего шиитского, исмаилитского и суннитского правоприменения.
Очевидно (но строго не доказано), что решающую роль в оформлении идеологии реформ Хакима и проведении этих самых реформ в период самых радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам сыграл Дарази, по меньшей мере, в области внешней политики, пропаганды исмаилизма за рубежом, а также управления завоеванными Фатимидами провинциями.
Родившийся в Бухаре Дарази был тюркского происхождения. По профессии он, скорее всего, был портным, однако рано стал профессиональным исмаилитским проповедником, агентом фатимидских спецслужб, был привлечен к службе при фатимидском дворе в Каире во времена халифа Аль Хакима. Сам халиф аль Хаким «и его ближайший друг, философ ад-Дарази, проводили ночи, практикуя странные ритуалы на каирских холмах…».
Оппонентами Дарази выступало консервативное руководство христианских церквей, «вписавшихся в фатимидский истеблишмент». Христиане различных конфессий и евреи представляли собой основу административного аппарата Фатимидов, которые, будучи выходцами из отсталой части Северной Африки и революционными разрушителями суннитского государственного аппарата, были вынуждены в части гражданской администрации опираться на более образованные христианские и еврейские круги, при этом поддерживая баланс сил между различными христианскими конфессиями: православными, коптами, различными видами несториан, католиками, а также национальными церквями — армянами и эфиопами. Однако ко времени воцарения Хакима, этот баланс был резко нарушен в пользу православных, занявших основные административные посты.
На первом этапе Дарази поддержал Хаким, нанося удар по традиционным христианским конфессиям и поддерживая оппозиционные христианские церкви и еврейскую общину, играя на имущественных конфликтах между христианскими конфессиями. Однако в дальнейшем представителям консервативных христианских элит удалось взять вверх, что привело к опале (и, возможно, казни) Дарази.
По свидетельствам врагов Хакима, он был эксцентричным и даже психически нездоровым человеком. В целом, его правление было отмечено началом упадка халифской власти.
Реформаторская деятельность Хакима вызвала раскол в среде его приближенных. Наиболее радикально настроенные исмаилиты после перехода Хакима к более взвешенной политике покинули двор Хакима и укрылись в горах Ливана, где начали активную пропагандистскую деятельность.
В 1021 г. Аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах, по всей видимости, был убит своими приближенными, немедленно начавшими кампанию по очернению Хакима. С учетом времени, потребного для распространения сведений о смерти халифа, а также сомнений в их достоверности, некоторые ливанские кланы и племена верили, что он не умер, а ушел «в сокрытие» (скрывается и готовит силы для возвращения себе престола). Позднее это трансформировалось в религиозное убеждение, что Хаким появится в День Страшного суда в качестве махди. Принявшие взгляды Дарази племена и кланы составили основу друзов.
Его царствование было полно смут и грозило опасностью самому существованию династии; но сын Хакима Захир (1021—1036) со своей тёткой-опекуншей Ситталь-мольк опять восстановил порядок.
При Фатимидах Египет иногда подвергался внутренним волнениям, но в основном процветал и обогащался морской и караванной торговлей; в Сирии же шли крестовые походы, противодействие которым выдвинуло династию Айюбидов.
Статья подготовлена по материалам: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B0%D1%82, CC BY-SA 3.0.
Фото: Gabagool, Public Domain.
Дата начала: 909 г.
Дата окончания: 1171 г.
Период Арабский халифат, Фатимиды
Фатимидский халифат
Государство Фатимидов
араб. или
англ. Fatimid Caliphate