Энди Бёрнс датирует харифийскую культуру около 8800—8200 гг. до н.э.
Область её распространения — Синай и Негев. Синхронна последним этапам натуфийской культуры и докерамического неолита A.
Подобно натуфийской культуре, для харифийской характерны полуподземные жилища.
Эти жилища обычно сложнее по архитектуре и оформлению, чем натуфийские.
Впервые на этой территории среди каменного инвентаря встречаются наконечники стрел.
Микролитические наконечники — характерная особенность хариифийской индустрии, включающие инновацию — наконечники харифийского типа.
Йосеф Бар-Йосеф (Bar-Yosef 1998) полагает, что их наличие указывает на усложнение методов охоты.
По форме микролиты представляют собой лунообразные, равнобедреннные и другие треугольники, обработанные с ретушью.
Найдены также несколько лунообразных микролитов типа Хельва (Helwan).
Эта индустрия совершенно отличается от индустрии пустынной натуфийской культуры, в инвентаре которой полностью отсутствуют треугольные наконечники.
Внутри харифийской культуры выделяются две основных группы.
Первая состояла из эфемерных стоянок на севере Синая и западе пустыни Негев, где каменные наконечники составляют до 88% всех микролитов, вместе с немногочисленными лунообразными фигурами и треугольниками.
Вторая группа состоит из базовых стоянок и небольших кострищ в пустыне Негев, и в её инвентаре лунообразные микролиты и треугольники преобладают над наконечниками стрел.
Эти группы представляют собой скорее функциональную специализацию, чем хронологическое различие. Наличие наконечников хиамского типа в ряде памятников указывает на связи с другими территориями доисторического Леванта.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Didier Descouens, CC BY-SA 3.0.
Дата начала: 8800 гг. до н. э.
Дата окончания: 8200 гг. до н. э.
Период доисторический
Харифская
Харифийская археологическая культура
англ. Harifian
Харифийская культура поддерживала тесные связи с позднемезолитическими культурами Файюма и Восточных пустынь Египта, чей инвентарь каменных орудий похож на харифийский.
Юрис Заринс предполагал, что данная культура позднее переняла скотоводство у соседней культуры докерамического неолита B, что привело к возникновению Аравийского кочевого постушеского комплекса — группы культур, освоивших кочевое пастушество, от которой, вероятно, протосемитский язык распространился по региону.