Дорога Бурма (1948)

Дерех Бурма — временная дорога между окрестностями Рамле и Абу-Гошем, в обход блокированного участка основной дороги из Тель-Авива в Иерусалим

Дорога Бурма, 1948 г.
pinterest button

Была построена израильскими войсками под руководством Микки Маркуса в мае—июне 1948 г. во время Арабо-израильской войны, чтобы обеспечить доставку грузов в блокированный арабами Иерусалим.

Карта района на 11.06.1948 г.
pinterest button Карта района на 11.06.1948 г. Ceedjee, GNU 1.2

Предыстория

Во время Арабо-израильской войны 1947—1949 гг. дорога из Тель-Авива в Иерусалим стала местом ожесточенных боев между евреями и арабами, в конечном счете блокировавшими Иерусалим и препятствовавшими доставке в город грузов еврейскими конвоями.

На первой стадии войны, от принятия 29 ноября 1947 г. ООН решения о разделе Палестины, и до провозглашения государства Израиль 14 мая 1948 г., арабские вооруженные силы, наряду с нападениями на конвои на протяжении дороги Тель-Авив–Иерусалим, взяли под свой контроль «Иерусалимский коридор» (часть нынешнего шоссе № 1 от развязки Шаар ха-Гай до Кастеля, проходящую среди господствующих над нею высот. Еврейские конвои несли тяжелые тяжелые потери и часто не могли пробиться к Иерусалиму.

Блокированная дорога на Иерусалим, 1948 год
pinterest button Блокированная дорога на Иерусалим, 1948 год неизвестен, Public Domain

20 апреля 1948 года арабы отбили высоты около развязки Шаар ха-Гай, и перекрыли дорогу Тель-Авив — Иерусалим.

В результате операции Нахшон, блокаду Иерусалима удалось прервать, но арабам удалось вновь перекрыть дорогу. В конечном счете 10-й бригаде «Пальмаха» удалось овладеть этим участком, но последующая часть дороги в Иерусалим оставалась под арабским контролем.

Ситуация стала еще тяжелее после того, как 14 мая 1948 г. британские войска покинули Латрунский монастырь и полицейский форт, доминировавшие над дорогой на Иерусалим, передав их частям трансиорданского Арабского легиона.

Последующие попытки израильских войск в мае—июле 1948 г. закрепиться в этом районе успехом не увенчались, несмотря на тяжелейшие потери, понесенные израильскими войсками. Еще почти 20 лет, до Шестидневной войны 1967 года, Латрун оставался под арабским контролем.

Таким образом, после того, как было перерезаны главная дорога на Иерусалим, а после объявления независимости Израиля 14 мая, и трубопровод, доставлявший воду в Иерусалим из прибрежной равнины, «осажденный Иерусалим был лишен всех источников снабжения. Вода и съестные припасы выдавались населению в самом ограниченном количестве». Все это ставило под угрозу сохранение еврейского присутствия в городе. Небольшое количество поставок, в основном боеприпасы, были переправлены по воздуху, но нехватка продовольствия, воды, топлива и лекарств становилась все более острой.

Руководство Израиля опасалось, что евреи Иерусалима будут вынуждены сдаться Арабскому легиону, и стало искать способ обойти блокаду.

Строительство дороги и прорыв блокады Иерусалима

Одним из тех, кто предложил проложить обходную дорогу в конечном ее варианте, был Микки Маркус. Предположительно, и идея названия дороги, связанного с Бирманской дорогой, построенной между Бирмой и Китаем союзниками в годы Второй мировой войны, принадлежит ему.

Дорога проходила в обход Латруна и проходившего возле него участка основной дороги их Тель-Авива в Иерусалим (современное шоссе 1, от окрестностей Рамле, через кибуц Хульда и деревни Бейт Джиз и Бейт Сусин (близ кибуца Харель), затем пересекала нынешнее шоссе 38 южнее развязки Шар ха-Гай, оттуда она поднималась к Бейт Махсир (иврит) (Бейт-Меир), Сарису (Шореш и Шоева), а затем переходила, в районе Абу Гоша, где находились подразделения бригады «Харель», в старую дорогу на Иерусалим.

Первые пробные конвои были проведены по «Маршруту газелей» в середине мая, но оказалось, что и Арабский легион тоже знаком с этим путем. 16 мая по маршруту успешно прошел одиночный броневик.

18 мая, после того, как несколько командиров «Пальмаха» (Амос Хорев, Зерубавель Арбель и Бенни Дункельман) проверили его накануне, по нему был послан конвой, но он был подвергнут тяжелому обстрелу полевых пушек QF 25 pounder Арабского легиона в той части маршрута, которая была видна из Латруна.

Дорога Бурма
pinterest button Дорога Бурма לא ידוע, Public Domain

Кроме того, в руках арабов оставался проходивший с севера на юг коридор между Латруном и Бейт Гуврином, контролируемый арабами из деревень Бейт Джиз и Бейт Сусин. Эти деревни удалось взять только 28 мая, что позволило соединить вновь созданную 7-ю бригаду и бригаду «Харель», дислоцировавшиеся, соответственно, западнее и восточнее этого коридора. До этого, еще несколько групп прошли пешком всю или часть дороги незамеченными.

В ночь на 29 мая группа из 150 человек прошла маршрут от Хульды до развязки Шар ха-Гай, оставшись незамеченной арабами. В архивах Армии обороны Израиля (АОИ) есть запись о том, что 29 мая генерал М. Маркус, Шломо Шамир (командир 7-й бригады) и его офицеры, и инженерный персонал прибыли в район дороги для обсуждения мер по организации безопасного прохождения моторизированных конвоев от Хульды до Иерусалима.

Критичной частью дороги был участок после Бейт Сусин, где ее перепады по высоте достигали 12,5%. Кроме того, часть ее, видимая из Латруна, была смещена на южные склоны. Все это требовало проведения значительных инженерных работ для того, чтобы транспортные средства смогли пройти по дороге. После проведения предварительных работ, в ночь на 31 мая из Хульды был послан первый конвой в составе 10 джипов, но он был вынужден вернуться после того, как один из джипов опрокинулся на участке дороге возле Бейт Сусин.

В ночь на 1 июня, после проведенных работ на дороге, в сторону расположения бригады «Харель» вышел второй конвой. Пассажирам пришлось не раз перетаскивать груз вручную и подталкивать машины на трудных участках через выбоины и каменные завалы, но в конечном счете, конвой прибыл в Иерусалим, означая тем самым прорыв блокады города.

Прокладка дороги Бурма бульдозерами инженерных войск, 1948
pinterest button Прокладка дороги Бурма бульдозерами инженерных войск, 1948 гтлтщцт, Public Domain

В последующие дни параллельно со срочным строительством и расширением дороги были организованы конвои для срочной доставки грузов в Иерусалим. Наряду с бойцами и командирами «Хаганы» / «Пальмаха», в их организации и осуществлении участвовали также члены Иргуна и Лехи.

В зависимости от качества дороги, на различных ее участках использовались джипы и ослы, или носильщики. Вскоре выяснилось, что становится реальным достижение соглашения о прекращении огня, в соответствии с условиями которого движение товаров и оружия должны были контролироваться инспекторами ООН, а новые дороги не могли быть построены. Поэтому, было важно перевезти в Иерусалим максимальное количество оружия и завершить строительство дороги к 10 июня 1948 г.

К этому моменту руководство трансиорданского Легиона поняло, что происходит, и начало обстреливать Бейт Сусин и окрестностям, но пушки стреляли вслепую, так как сама дорога под хребтом им видна не была. Атаки арабских снайперов были более успешными. В ночь на 6 июня они убили одного человека, работающего на дороге, и ранили троих.

Дорога Бурма, 1948 г.
pinterest button Дорога Бурма, 1948 г.   unknown, Public Domain

8 июня, когда к строительству подключилась компания «Солель Боне» с ее техникой, арабы усилили огонь артиллерии и снайперов, убив двух работников компании и ранив еще двоих. Работы продолжались. 9 июня арабы предприняли попытку установить контроль над дорогой, атаковав Бейт Сусин. В ходе боя израильтяне потеряли 8 погибших и 20 раненых, но отстояли дорогу. К этому моменту по дороге уже были перевезены тонны продуктов питания и военные грузы, но вплоть до 11 июня, около четырех километров дороги все еще требовали участия носильщиков, часть грузов перевозилась на ослах.

11 июня, в первый день прекращения огня, дорога впервые была пройдена с использованием полностью моторизованного транспорта. Однако, на спешно проложенной и активно эксплуатировавшейся дороге вскрылись выбоины, и только 14 июня, после дополнительных работ, инспекторы ООН объявили о признании дороги.

Параллельно, по второму участку дороги, были проложены трубы для доставки в Иерусалим воды и топлива. Этот же маршрут использовался для для контрабанды оружия втайне от инспекции ООН.

Дата начала: май 1948

Дата окончания: июнь 1948

Период до Суэцкой войны

Полезная информация

Дерех Бурма
ивр. דרך בורמה
или израильская «Бирманская дорога»