В 711 г. одна из вестготских группировок призвала на помощь арабов и берберов из северной Африки, которых впоследствии назвали маврами.
Мавританским корпусом руководил Тарик ибн Зияд (название Гибралтар происходит от его имени — искажённое «Джабал Тарик» — «Скала Тарика»).
Арабы переправились из Африки в Испанию и победой вблизи Херес-де-ла-Фронтера, на реке, называвшейся у арабов Вади Бекка, положили конец просуществовавшему почти 300 лет вестготскому государству.
Почти вся Испания в короткое время была завоевана арабами и составила часть большого халифата Омайядов.
Завоевание полуострова маврами всего за несколько лет — удивительный пример быстрого распространения ислама. Несмотря на отчаянное сопротивление вестготов, через десять лет незавоеванными остались лишь горные области Астурии.
До середины VIII в. мавританские территории входили в состав халифата Омейядов, к этому же времени относится происхождение названия мавританского государства Аль-Андалус, территория которого то увеличивалась, то уменьшалась, в зависимости от успехов Реконкисты.
Арабы (мавры) в первое время обходились с населением покоренной Испании очень милостиво и щадили их имущество, язык и религию.
Господство их облегчило положение низших классов и евреев, а переход к исламу оставлял рабам и подневольным свободу.
Принимали новую веру и многие из свободных и знатных, и вскоре к ней принадлежало большинство арабских подданных.
В то же время мавры были очень терпимы к христианам и иудеям, предоставляли автономию различным областям и внесли огромный вклад в развитие испанской культуры, создав неповторимый стиль в архитектуре и изобразительном искусстве.
Особенно твердыми оказались христиане Кордовы, из которых иные потерпели даже мученическую кончину (святой Евлог и святой Леокрития, 859 год). Христиане, не желавшие менять веры, были должны оплатить ежегодным налогом.
Между отдельными лидерами арабов вскоре возникли кровавые несогласия, которым в 755 г. положил конец единственный из Омайядов, избежавший истребления Аббасидами, — Абд ар-Рахман I ад-Дахил из рода Омейядов, бежавший в Испанию и основавший здесь особое государство (со столицей в Кордове), которое он, опираясь на 40-тысячное войско из рабов и берберов, оставил в наследие потомкам.
Расцвет халифата пришёлся на правление Абд ар-Рахмана III, провозгласившего себя халифом нового халифата, противопоставлявшего себя Багдадскому халифату династии Аббасидов.
Господство мавров нельзя назвать просто завоеванием полуострова.
Несмотря на частые возмущения наместников и смуты из-за споров о престолонаследии и чрезмерного гнета податей, преемники Абдуррахмана умели поощрять науки и искусства и способствовать спокойному развитию промышленности, торговли и земледелия.
Достаток и образование росли; Кордова была одной из самых блестящих столиц.
При Абдуррахмане III (912—961 гг.), в 923 г. принявшем титул халифа, арабская наука и искусство в Испании достигли высшей степени расцвета.
Многолюдные города украсили страну; в одной области Гвадалквивира было, по современным известиям, 12000 населенных мест.
В Кордове было около полумиллиона жителей, 113 тыс. домов, 600 (по другим источникам — 3000) мечетей, прекрасные дворцы; с Кордовой соперничали другие города, как, например, Гренада, Севилья, Толедо.
При сыне Абдуррахмана III, поэте и ученом Гакаме II (961—976 гг.), собравшем в своей библиотеке до 400 000 свитков, кордовский университет был самым знаменитым в Европе.
При бесхарактерном сыне его Хишаме II (976—1013 гг.) халифат стал падать. В начале XI в. после смерти фактического правителя, великого везира ал-Мансура Арабский Кордовский халифат распался на множество мелких независимых государств — та’ифов.
Арабам не удалось совершенно слиться с населением и основать государственный строй на твердых законных основах.
Деспотизм и анархия чередовались в стране: то всякая связь государственности распадалась, наместники и высшие военачальники отказывались повиноваться, то вся страна лежала у ног правителя, которому удавалось подчинение возмутившихся, при помощи наемных войск.
Народ предался погоне за наслаждениями и относился ко всему пассивно.
Знаменитейший из министров Хишама II, Ибн-али-Амир, более известный под именем Альмансора, умно и храбро, хотя и деспотично управлявший государством, временно поддержал славу арабского оружия: он разрушил Сантьяго, святой город Галисии, и взял у христиан их столицы — Леон, Пампелуну и Барселону.
После смерти его сына, Аду-аль-Мелика Мозафара (1008 г.), правившего с энергией отца, первые министры (хаджибы) сделали свою власть наследственной.
Уже при втором преемнике Альмансора началось междоусобие.
Омайяды и Хаммудиты (Эдризиды) быстро сменялись на престоле халифов, и с Хишамом III в 1031 г. бесславно сошел с престола последний из Омайядов.
Разные полководцы, арабские и берберские аристократы на развалинах Кордовского халифата создавали ряд самостоятельных государств, которые просуществовали недолго. Все это благоприятствовало христианским государствам, существовавшим в пределах Испании.
Сначала только немногие вестготы, бежавшие в горы Астурии, сохранили независимость и соединились под властью храброго Пелайо, или Пелагия, которого предание называет родственником вестготских королей и первым королем Астурии; испанские летописи называют его возобновителем свободы испанцев.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Timor Espallargas, CC BY-SA 2.5.
Дата начала: 711 г.
Дата окончания: XV в.
Период Мусульманское господство (711–1492)
Мусульманское господство
Аль-Андалус
исп. La conquista islmica
англ. Muslim Era—al-Andalus