Несмотря на «юридическое» название, данная эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия:
После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на 12 племен, символически объединенных вокруг религии предков и осознания своего кровного родства, что не мешало таким эксцессам трайбализма как резня колена Ефрема (Суд.12:6) и колена Вениамина (Суд.20:46), в ходе которых погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения).
Это разделение естественно ослабило народ политически, а вместе с тем и нравственно, так что он стал быстро подчиняться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в боготворении производительных сил природы (культ Ваала и Астарты).
Этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.
Общее же количество израильтян в это время насчитывало 400 тыс. человек (Суд.20:2).
Примечательно, что ранее общее количество израильтян, вышедших из Египта при Моисее, было 600 тыс. человек (Исх.12:37).
В эпоху Судей часть израильтян продолжала вести кочевой образ жизни (1Пар.5:10), другая стала переходить к оседлости (1Пар.4:23).
Жители иудейского Вифлеема, например, выращивали ячмень и пшеницу (Руфь.2:23)
Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи (шофтим), к которым приходили «на суд»»(Суд.4:5).
Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения: ханаанеев, хеттиев, амореев и иевусеев.
Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Баала и Астарты).
Судьей мог быть и пророк (Самуил) и главарь банды разбойников (Иеффай) и женщина (Девора).
При этом все они активно исполняли судейские функции, что позволило поставить вопрос, что современная доктрина разделения властей имеет истоки в Ветхом Завете.
Последующее за эпохой судей установление при посредстве судьи Самуила израильской монархии демонстрирует то, что не имели судьи: регулярную армию, всеобщее налогообложение и реальную исполнительную власть. (1Цар.8:11-17).
Нравственный авторитет судей не всегда соответствовал их популярности.
Они не гнушались убийствами и блудом (Самсон), а также и мздоимством (сыновья Самуила Иоиль и Авия — 1Цар.8:3), хотя в целом их власть была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.
Центрами расселения израильтян в эпоху Судей был, главным образом, Западный берег реки Иордан: города Силом (религиозный центр), Сихем (город Иисуса Навина) и Рама (город Самуила), расположенные в Самарии.
Иерусалим и будущая Иудея тогда еще оставались в руках иевусеев, а Мегиддо и Бейт-Шеан на севере — в руках ханаанеев.
Религия израильтян в эпоху Судей имела следующее своеобразие. Поклонение единому Богу в Силоме синкретически совмещалось с культом домашних духов-терафимов.
Сохранял свое сакральное значение Медный змей Моисея.
Колено Дана прямо вернулось к идолопоклонству (Суд.18:30).
Иевусейское святилище на горе Сион еще не было интегрировано в религию израильтян.
Имя (рус.) Имя (ивр.) | В Ветхом Завете | Годы жизни | Длит. правления | Комментарии | |
---|---|---|---|---|---|
1. | Иисус Навин Иехошуа Бин-Нун | Нав.1 — Суд.2:8 | |||
8 лет вассал Кушан-Ришатаим | |||||
2. | Гофониил, сын Кеназа Отниэль бен Кназ | Суд.3:9-11 | 40 лет мира | воевал против Хусарсафема, царя Месопотамского (Кушан-Ришатаим, царь Арама). | |
18 лет вассал аммонитян и амаликитян | |||||
3. | Аод, сын Геры Эхуд бен Гера | Суд.3:11-29 | 80 лет мира | воевал против Еглона, царя Моавитского (Эглона, царя Моава) | |
4. | Самегар, сын Анафов Шамгар бен Анат | Суд.3:31 | |||
20 лет вассал ханаанеев | |||||
5. | Девора Двора | Суд.4 — 5 | 40 лет | вместе с военачальником Вараком (Бараком) воевала против ханаанского царя Иавина Асорского (Явина, царя Хацора) и Сисары (Сисры), его военачальника | |
7 лет вассал Мидьяна | |||||
6. | Гедеон Гид’он | Суд.6 — 8 | 40 лет | воевал с мадианитянами, амаликитянами и «жителями востока» | |
Авимелех, сын Гедеона Авимелех бен Гид’он | Суд.9 | 3 года | формально узурпировал царскую власть и не является Судьёй. Воевал с израильтянами, протестовавшими против его власти | ||
7. | Фола, сын Фуи Тол’а бен Пуа | Суд.10:1,2 | 23 года | ||
8. | Иаир из Галаада Яир ха-Гиль’ади | Суд.10:3-5 | 22 года | ||
18 лет вассал филистимлян и аммонитян | |||||
9. | Иеффай Ифтах | Суд.11 — 12:7 | 6 лет | воевал с аммонитянами | |
10. | Есевон Ивцан | Суд.12:8-10 | 7 лет | ||
11. | Елон Завулонянин Эйлон ха-Звулуни | Суд.12:11,12 | 10 лет | ||
12. | Авдон, сын Гиллела Авдон бен Гилель | Суд.12:13-15 | 8 лет | ||
вассал филистимлян | |||||
13. | Самсон Шимшон | Суд.13 — 16 | 20 лет | воевал с филистимлянами | |
14. | Илий Эли ха-Кохен | 1Цар.1:1 — 4:18 | |||
15. | Самуил Шмуэль | 1Цар.1 — 28 |
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: douard Debat-Ponsan, Public Domain.
Дата начала: XII в. до н. э.
Дата окончания: XI в. до н. э.
Период библейско-ханаанский, древнейший, эпоха судей (1445 г. до н. э.–1045 г. до н. э.)