Строил усадьбы-замки в Московской и Владимирской областях, особняки в Москве, Киеве, Нижнем Новгороде.
Жизнь П. С. Бойцова мало изучена; приведенные выше годы рождения и смерти — не установлены точно. Считается, что Бойцов — самоучка, так и не получивший разрешения (лицензии) на производство строительных работ; также вероятно, что он обучался в Строгановском училище технического рисования (М. В. Нащокина).
В 1860-х — 1870-х годах работал в Нижнем Новгороде; первое время занимался прикладным искусством — создавал мебель, скульптуру, орнаментальную живопись; с 1870-х годов, несмотря на отсутствие свидетельства на право производства строительных работ, начал архитектурную деятельность.
В 1878—1881 годах работал помощником Р. Я. Килевейна при перестройке и реставрации Староярмарочного собора и строительстве Новоярмарочного собора на Нижегородской ярмарке.
В Москве Бойцов женился на дочери (или сестре) мебельного фабриканта П. А. Шмита (отца Н. П. Шмита), работал на шмитовской мебельной фабрике, проектировал мебель и интерьеры.
В середине 1880-х Бойцов входит в круг наиболее востребованных московских архитекторов, среди его заказчиков — преимущественно родовая аристократия. В 1882 году принял участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке и был удостоен Серебряной медали за архитектурные и дизайнерские проекты. В 1896 году в числе других признанных архитекторов участвовал в оформлении Москвы к коронационным торжествам.
В 1890—1895 годах Бойцов безвозмездно принял участие в разработке оформления залов Императорского исторического музея.
В 1896—1897 годах разработал проект Городского музея древностей и искусств в Киеве (построен по проекту Бойцова с некоторым изменением деталей архитектором В. В. Городецким).
В 1898 году принял участие в архитектурном конкурсе на проект Музея изящных искусств, получил за него поощрительную золотую медаль. Несмотря на то, что Бойцов не был допущен к проектированию и строительству музея, его проект был взят за основу Р. И. Клейном при дальнейшей разработке проекта музея.
Так как Бойцов не имел официального права на производство строительных работ, строительство по его проектам вели другие архитекторы (А. В. Флодин, А. Г. Венсан, Н. А. Мемнонов, К. А. Дулин и другие).
Императорская академия художеств в 1890 году отказала ему в звании академика (начальный уровень признания художественных заслуг в те годы), и только в 1911 году Бойцов был принят в Московское архитектурное общество. Вплоть до конца 1918 года жил в собственном доме на Спиридоновке. Дальнейшая судьба зодчего неизвестна.
М. В. Нащокина пишет о Бойцове: «Будучи эклектиком по своим убеждениям и творческому методу, в своих объемно-пространственных, композиционных и декоративных решениях предвосхитил и развил многие формальные приемы модерна».
Основные работы Бойцова — загородные дворянские усадьбы конца XIX века — находятся в запустении или безвозвратно утрачены.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: NVO, GNU 1.2.
Годы жизни: 1849, Нижний Новгород — после 1918, Москва
Пётр Самойлович Бойцов