Лев Иванович Яшин родился 22 октября 1929 года в районе Богородское города Москвы. Отец Льва, Иван Петрович, слесарь высшей квалификации, работал шлифовальщиком на оборонном авиационном заводе в Тушине, мать, Анна Митрофановна, трудилась на заводе «Красный богатырь».
Яшины жили одной большой семьёй вместе с братьями и сёстрами Анны Митрофановны в доме № 15 по Миллионной улице. Во дворе дома местные дети, в том числе и Лев Яшин, постоянно играли в футбол, игры продолжались весной, летом и осенью, в любую погоду, дотемна. В этих дворовых играх Лев Иванович получил первый вратарский опыт. Зимой во дворе дети сами заливали каток, на котором играли в хоккей с мячом.
Помимо футбола и хоккея, у детей были популярны лапта и прыжки на лыжах с трамплина, в роли которого выступали сараи. Яшин так вспоминал об этом детском увлечении: «Падали, ушибались, набивали огромные синячищи, но зато учились крепко держаться на ногах, не бояться высоты, владеть своим телом». Лев Иванович считал, что подобные физические упражнения хорошо подготовили его ко взрослому спорту, а высокий травматизм других игроков высшей лиги он связывал с тем, что «они мало бегали, прыгали, дрались, играли в футбол, катались на коньках, взбирались на деревья в детстве».
Начало Великой Отечественной войны застало 11-летнего Лёву под Подольском — у родственников, к которым родители отправили сына для летнего отдыха. В октябре оборонный завод, на котором работал Иван Петрович, был эвакуирован под Ульяновск; туда и перебралась вся семья, так что своё двенадцатилетие Лёва отметил, разгружая эшелон с заводскими станками. На этот завод он и пошёл работать, став весной 1943 года учеником слесаря. Уже в 16 лет Лев Яшин получил первую награду Родины — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Вернулись Яшины в Москву в 1944 году. Лев, продолжая работать на заводе, всё свободное время посвящал любимой игре, выступая вратарём за сборную команду Тушина. В 18 лет его призвали в армию. Служить довелось в Москве, и здесь его заметил тренер футбольного клуба «Динамо» (Москва) А. И. Чернышёв, пригласивший его в молодёжную команду клуба. А весной 1949 года Яшин стал уже третьим вратарём основной команды — дублёром Алексея Хомича и Вальтера Саная. С тех пор Лев Яшин играл только за этот клуб, вплоть до окончания своей футбольной карьеры в 1971 году.
В начале своей спортивной карьеры Яшин играл также в хоккей с шайбой (с 1950 по 1953 год). В 1953 году он стал обладателем Кубка СССР по хоккею и бронзовым призёром чемпионата СССР, также выступая на позиции вратаря. Перед хоккейным чемпионатом мира 1954 года был кандидатом в сборную СССР, но решил сконцентрироваться на футболе.
В начале 1950-х основным вратарём «Динамо» оставался Алексей Хомич, которого болельщики прозвали «Тигр». Только с 1953 года Яшин прочно занял первое место в воротах «Динамо».
Вместе со своим клубом Лев Яшин пять раз (1954, 1955, 1957, 1959 и 1963 годы) становился чемпионом СССР и три раза выигрывал Кубок СССР по футболу.
С 1954 года Яшин — вратарь сборной СССР, за которую провёл 78 матчей. Вместе со сборной в 1956 году Яшин выиграл Олимпийские игры в Мельбурне, Кубок Европы 1960 года.
23 октября 1963 года в Лондоне, на стадионе «Уэмбли», Лев Яшин играл за сборную мира против сборной Англии в знаменитом «Матче столетия», посвящённом столетию английского футбола (матч со счётом 2:1 выиграли англичане; хотя Яшин не пропустил ни одного мяча, сменивший его на воротах во втором тайме югослав Милутин Шошкич дважды доставал мяч из своих ворот). Во всём мире Яшина называли либо «Чёрная пантера» (за его всегда чёрную вратарскую форму, его подвижность и акробатические прыжки), либо «Чёрный паук» (за его длинные, всё достающие руки).
В 1963 году Яшин получил приз лучшего футболиста Европы — «Золотой мяч» от еженедельника «Франс-Футбол».
27 мая 1971 года на Центральном стадионе имени В. И. Ленина в Москве, в присутствии 103 тысяч зрителей, состоялся прощальный матч Льва Яшина. В этом матче сборная клубов всесоюзного спортобщества «Динамо» (в матче участвовали мастера из Москвы, Киева и Тбилиси) играла против сборной «звёзд» мира, за которую играли Эйсебио, Бобби Чарльтон, Герд Мюллер и многие другие. Покидая поле по ходу матча, Яшин передал свои перчатки 23-летнему вратарю Владимиру Пильгую, символично назначив его своим преемником в «Динамо». Матч закончился со счётом 2:2, а Пильгуй занял его место в воротах «Динамо» на последующие 11 лет.
31 августа того же года Яшин вновь вышел на поле; на этот раз он защищал ворота сборной «звёзд» мира в матче со сборной Италии (которая выиграла матч со счётом 4:2).
После завершения футбольной карьеры Л. И. Яшин окончил школу тренеров при Государственном центральном институте физической культуры (ГЦОЛИФКе) (в 1967 году). Начальник динамовской команды (в 1971 — апреле 1975 года). После трагедии с молодым талантливым футболистом А. Е. Кожемякиным Льва Ивановича обвинили «в ослаблении морально-воспитательной работы». Он перешёл на работу в Центральный совет общества «Динамо», где был заместитель начальника отдела футбола и хоккея ЦС «Динамо» (с мая 1975 года по октябрь 1976 года). Затем заместитель по воспитательной работе начальника Управления футбола Спорткомитета СССР (с октября 1976 по 1984 год), одновременно с этим был заместителем председателя Федерации футбола СССР (с 1981 по 1989 годы). В 1985 году вернулся в родное общество, став старшим тренером по воспитательной работе ЦС общества. Работал тренером второй сборной СССР и некоторое время детских команд.
После 50 лет у Яшина началась гангрена левой ноги, вызванная облитерирующим эндартериитом вследствие интенсивного курения. В 1984 году ему ампутировали ногу. После операции продолжал курить. Согласно Марку Зайчику, в 1989 году, во время визита сборной ветеранов в Израиль, Яшину бесплатно сделали «очень хороший протез».
18 марта 1990 года Льву Яшину присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он пробыл в этом статусе всего лишь два дня и умер во вторник, 20 марта. Причиной смерти стал рак желудка, осложнённый последствиями облитерирующего эндартериита. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
В 1980-е и 1990-е годы неоднократно велись разговоры о планах сноса дома № 15 на Миллионной улице, где в детстве жил знаменитый вратарь. После того, как в 1999 г. в день 70-летия Яшина командование внутренних войск Московского округа установило на доме мемориальную доску, разговоры о сносе дома прекратились.
В 1960-х Яшин переехал в район Песчаных улиц. 22 октября 2011 года на доме по адресу Чапаевский переулок, 18/1, где Лев Яшин проживал с 1964 по 1990 годы, была установлена мемориальная доска.
Художественный фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»
Сочинения
Яшин, Лев Иванович. Сайт «Герои страны».
Профиль на сайте «Сборная России по футболу»
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Ron Kroon / Anefo, CC0 1.0.
Годы жизни: 22 октября 1929, Москва — 20 марта 1990, Москва
Сайт: Художественный фильм "Лев Яшин. Вратарь моей мечты"
Лев Иванович Яшин
Олимпийский чемпион 1956 года и чемпион Европы 1960 года, 5-кратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР. Герой Социалистического Труд. Полковник, член КПСС с 1958 года.
Лучший вратарь XX века по версиям ФИФА, МФФИИС, World Soccer, France Football и Placar. Входит в список лучших игроков XX века по версиям Venerd, Guerin Sportivo, Plante Foot и Voetbal International.
Единственный вратарь в истории, получавший «Золотой мяч». Считается одним из первых вратарей в мировом футболе, широко освоившим игру на выходах и по всей штрафной площадке.
Динамо (хоккейный клуб)
Динамо (футбольный клуб)
Сборная СССР
В начале 1950-х среди вратарей стала распространяться новая манера игры на выходах, по всей штрафной площадке, которую перенял и развил Яшин. Одним из первых вратарей, освоивших игру за пределами вратарской, стал Вальтер Саная, считавшийся учителем Яшина в «Динамо», а также игрок сборной Болгарии Апостол Соколов. В начале 1950-х попытка вратаря играть как защитник считалась в СССР неумелым отвлечением от основной обязанности защищать рамку ворот. Тренеру «Динамо» и сборной Михаилу Якушину приходилось выслушивать нотации в Спорткомитете СССР за «цирк» в игре Яшина.
В начале 1960-х новая манера стала постепенно повсеместно распространяться — вместе с успехами сборной СССР и её вратаря. Специалисты признавали то, что игра по всей штрафной в исполнении Яшина была успешной благодаря его умению читать игру и, отчасти, владению навыками защитника. Он мог одновременно контролировать мяч и выбирать партнёра для передачи. Одним из первых он стал практиковать выбивание мяча в острых ситуациях, вместо попытки обязательно зафиксировать его, как это было принято в старой школе.
Как считалось специалистами, Яшин уступал в реакции и прыгучести Хомичу. Лев Филатов отмечал то, что Яшин был очень удачно сложен для вратаря, имел длинные руки и был хорошо координирован. Тем не менее в основе успеха Яшина были не физические данные, а способность предугадывать действия противника и заранее находиться там, где легче всего забрать мяч.
Спортивный талант Яшина был отмечен Владимиром Высоцким в песне «Вратарь»:
Вот судья противнику пенальти назначает —
Репортёры тучею кишат у тех ворот.
Лишь один упрямо за моей спиной скучает —
Он сегодня славно отдохнёт!
Роберт Рождественский посвятил Яшину стихотворение «Года летят»:
Я славлю
ощущение броска!
Года летят,
и каждый
как пенальти,
который ты возьмёшь
наверняка!
Евгений Евтушенко написал о Яшине стихотворение «Вратарь выходит из ворот», вошедшее в книгу «Моя футболиада». Поэт прочитал стихотворение перед матчами сборных «Динамо» и сборных мира (ветеранов и действующих на тот момент игроков) в день празднования 60-летнего юбилея Яшина 10 августа 1989 года на стадионе «Динамо» в Петровском парке в Москве. В тексте сравнивается нестандартный стиль игры Яшина со свободомыслием, характерным для «шестидесятников» в СССР.
Захватывала эта смелость,
когда в длину и ширину
временщики хотели сделать
штрафной площадкой
всю страну.
Страну покрыла паутина
запретных линий меловых,
чтоб мы,
кудахтая курино,
не смели прыгнуть через них.
Внушала,
к смелости ревнуя,
Ложно-болельщицкая спесь:
вратарь,
не суйся за штрафную!
Поэт, в политику не лезь!
Лев Яшин увековечен в одной из самых известных кричалок «Динамо»:
Лишь в одну команду мы верим!
За неё всегда мы болеем!
Никогда в беде не оставим!
Только Яшин! Только «Динамо»!
Только Яшин! Только «Динамо»!
Только Яшин! Только «Динамо»!
Известный голкипер и телекомментатор Владимир Маслаченко так рассказывал о Льве Яшине:
У Яшина был сумасшедший характер. В матче с колумбийцами (примечание — групповой этап чемпионата мира 1962 года) он на последней минуте вытащил такой выстрел в девятку, который был абсолютно не берущимся. Я в тот момент закричал так, что прямо на трибуне потерял сознание и упал на сидящих ниже зрителей.