Николай Кошелев

Николай Андреевич Кошелев — русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, иконописец, художник-монументалист.

Портрет художника Н. А. Кошелева работы И. Н. Крамского (1866)
pinterest button

Сподвижник Ивана Крамского. Академик (1873), профессор (1878) Императорской Академии художеств.

Автор эскизов и росписей Храма Христа Спасителя (Москва), храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург), Александро-Невского собора (Варшава), а также ряда других.

Детство

Родился в семье крепостного крестьянина в русско-мордовском селе Серман. Детство провёл в Арзамасе. В этом городе находилась живописная школа академика А. В. Ступина, однако отсутствие материальных средств не позволило будущему художнику поступить в неё.

Вместо живописной школы в 1851 г. в возрасте 11 лет страстно желавший рисовать мальчик был отдан в услужение живописцу-ремесленнику Давыдову в Нижнем Новгороде. Ученичество оказалось неудачным. В 1853 г. мальчика взяла под своё покровительство местная помещица. Три года он жил в её семье, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники.

В 1856 г. покровительница свозила Николая Кошелева в Казанское художественное училище, где юноша получил несколько уроков живописи у профессионального преподавателя, итальянского художника Ботелли. Затем последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стены монастыря и, наконец, поступление в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Академия художеств

Николай Кошелев занимался в Академии сначала в качестве вольноприходящего, и только с 1863 г. — в качестве постоянного ученика в классе исторической живописи под руководством А. Т. Маркова и Ф. А. Бруни. При этом уже в 1862 г. художник отмечен тремя Малыми серебряными медалями Академии за картину «Первое число, сцена из чиновничьего быта», этюд и рисунок с натуры, а также Большой серебряной медалью за этюд с натуры. В том же году картина «Первое число…» появилась на академической выставке. А в 1864 г. Кошелев получил Малую золотую медаль за конкурсную картину «Меркурий усыпляет Аргуса, чтобы похитить нимфу Ио».

В 1863 г. было куплено несколько работ Кошелева, что наконец-то улучшило его материальное положение. Вместе с тем из-за недостатка средств он не смог принять участие в конкурсе на Большую золотую медаль. Несмотря на это, по окончании академического курса в 1865 г. Николай Кошелев был удостоен звания классного художника 1-й степени «за познания в живописи исторической и портретной».

Начало творческой деятельности

С 1864 г. Кошелев работал в художественной артели П. А. Крестоносцева (Волгина), основанной группой учащихся Академии для материальной поддержки. В её составе принимал участие в иконописных работах для Староладожского Никольского монастыря.

Когда в 1865 году артель распалась, вступил в возглавляемую И. Н. Крамским «Санкт-Петербургскую Артель художников» (1863—1871), послужившую впоследствии основой для «Товарищества передвижных художественных выставок». В марте 1865 года участвовал в первой провинциальной выставке «передвижников», состоявшейся в период Нижегородской ярмарки.

В том же году получил заказ на создание иллюстраций к изданию Дементьева и Золотова «Русская история в картинах», для которого выполнил более 60 рисунков. Тогда же получил 2-ю премию Общества поощрения художников за картину «Офеня-коробейник».

Работы в Иерусалиме

Александровское подворье

Определённый интерес представляют работы монументального цикла Н. А. Кошелева «Крестный путь» в домовой церкви святого Александра Невского Александровского подворья ИППО в Иерусалиме.

Художнику удалось создать ряд полотен, отражающих эпизод за эпизодом весь Крестный путь Иисуса от Гефсиманского сада до Голгофы, затем Распятие и Сошествие в ад.

Дело в том, что ни один из современников — ни Ге, ни Васнецов, ни Нестеров, ни Репин — не видели решения столь сложной задачи средствами станковой живописи.

Кошелев принял решение писать основные сюжеты Крестного пути на холстах, разместив их на значительном расстоянии от пола и почти вплотную друг к другу.

В итоге создано 18 полотен, каждое высотой 3.5 м и шириной 2 м:

  • Моление о Чаше (1891)
  • Апостолы уснули от печали (1890-е)
  • Лобзание Иуды (1890)
  • Взятие Иисуса стражей (1892)
  • Отречение Петра (1892)
  • Обвинение Христа (1894)
  • Иисуса ведут к Пилату (1893)
  • Христос перед Пилатом (1890)
  • Пилат умывает руки (1895)
  • Симон несёт Крест Спасителя (1900)
  • Не плачьте, дщери Иерусалимские! (1899)
  • Шествие Иисуса на Голгофу (1900)
  • Прободение ребра Иисуса воином (1900-е)
  • Снятие с Креста (1897)
  • Приготовление Иисуса к погребению (1894)
  • Положение Иисуса во Гроб (1894)
  • Воскресение Христово (1896)
  • Сошествие в ад (1900)

В нижней части каждого полотна помещена цитата из Евангелия со ссылкой на соответствующую главу и стих, которая соответствует изображению. Это показывает, что картины носят иллюстративный характер, и в них совсем нет вольных интерпретаций.

Татьяна Тыжненко, учёный секретарь Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, отзывается о Страстном цикле Н. А. Кошелева в Александровском подворье Иерусалима следующим образом:

Также для церкви Св. Александра Невского была создана картина «Голова Спасителя», но сейчас она висит в комнате для гостей на Александровском подворье. Её заменили картиной И. Е. Репина «Несение креста». По словам современного искусствоведа:

Этюды Иерусалима

В связи с работой над картинами художник побывал в 1891 г. в Палестине. Там он создал ряд художественных этюдов с видами святых мест:

  • Тивериада
  • Тивериадское озеро
  • Тивериадское озеро и истоки Иордана
  • Лавра св. Саввы Освящённого
  • Столб Авессалома (Иерусалим)
  • Долина Иордана
  • Гробница пророка Исайи и апостола Иакова в Иерусалиме
  • Иерусалим
  • Вид Иерусалима
  • Вид старого Иерусалима
  • Палестина

Вот сегодняшнее мнение профессионала об этюдах Иерусалима работы Николая Кошелева:

Преподавательская деятельность

Вёл живопись и рисование в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, читал курс истории искусства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1880-х–90-х был инспектором Строгановского художественно-промышленного училища.

Дальнейшая судьба

Заработав денег на росписи храма Христа Спасителя, в 1878 г. Николай Кошелев отправился в заграничную поездку, посетив Берлин, Дрезден, Франкфурт-на-Майне, Вену, Париж. В 1880—81 гг. жил в Риме, где работал над картиной «Погребение Христа».

В 1881 г. Николай Кошелев возвратился в Россию, жил попеременно в Москве и Петербурге. В том же году в Санкт-Петербурге, Гатчине и Москве прошли персональные выставки произведений Кошелева. Участвовал в выставках в залах Императорской Академии художеств, Московского общества любителей художеств (член Общества с 1871 года), Санкт-Петербургского общества художников (состоял с 1891 года).

В 1894 г. стал одним из инициаторов создания Нижегородского художественного и исторического музея, которому подарил некоторые свои произведения, в частности, картину «Погребение Христа» и эскизы росписей храма Христа Спасителя.

В 1903 году путешествовал по Крыму. В 1911–12 годах участвовал в организации и проведении первого Всероссийского съезда художников. О самом последнем периоде жизни Н. А. Кошелева ничего не известно.

Годы жизни: 3 мая 1840, село Серман Николо-Барнуковской волости Городищенского уезда Пензенской губернии — 1918, Петроград

Полезная информация

Николай Андреевич Кошелев

Роспись храма Христа Спасителя

Осенью 1865 г. преподаватель Академии художеств А. Т. Марков взялся за композицию для плафона главного купола Храма Христа Спасителя и в качестве исполнителя росписи пригласил воспитанника Академии, портретиста И. К. Макарова. Не удовлетворённый результатами, профессор затем обратился также к вышедшему из Академии участнику «бунта четырнадцати» И. Н. Крамскому. В свою очередь, Крамской предложил поехать вместе с собой в Москву для осуществления работ Кошелеву. Роспись главного купола делали по композициям А. Т. Маркова втроём: И. Н. Крамской, Н. А. Кошелев и Б. Б. Вениг.

Выполнение задания в итоге было сочтено успешным, вследствие чего в 1868 г. Николай Кошелев получил самостоятельный заказ на исполнение росписи малых куполов храма Христа Спасителя. Работа велась по картонам академика П. В. Басина, который из-за резко ухудшившегося зрения не смог осуществить росписи самостоятельно. Кроме того, Кошелев создал в соборе композиции по собственным рисункам:

  • «Господь, восседающий на престоле с книгой о семью печатях» (1871) в северном своде (за его эскиз был удостоен звания академика в 1873 году),
  • «И слово плоть бысть» (1873) в южном своде,
  • «Семь таинств церкви» (1876) в восточном своде,
  • «Поклонение 24 царей» (1876) в западном своде,
  • «Вседержитель, восседающий на троне» (1879) в тамбуре под главным куполом.

За работы в храме Николай Кошелев получил в 1878 году звание профессора Императорской Академии художеств.

Храм Спаса на Крови

В 1895—99 гг. художник выполнял эскизы для мозаик и росписей петербургского храма Спаса на Крови (Воскресения Христова на Крови). Является автором мозаик: в экстерьере — «Христос во Славе с припадающими св. Александром Невским и св. Николаем Мирликийским» (кокошник большого южного фронтона), в интерьере — «Бегство в Египет» (на восточной стороне) и «Преображение Господне» (в восточном полукуполе).

Работы в других православных храмах

Для церкви Воздвижения Креста Господня в Женеве (построена в 1863–66 гг. ) Кошелев написал иконы Спасителя и Богородицы по сторонам от Царских врат, а также справа и слева от иконостаса — иконы «Воздвижение Святаго Животворящего Креста Господня» и «Свв. Кирилл и Мефодий».

В 1882 г. был художник был привлечён к реставрации росписей главного купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в рамках большой программы ремонтных работ, начатых архитектором М. Е. Месмахером в связи с неравномерной осадкой здания собора.

Н. А. Кошелевым выполнена и картина-икона «Преображение Господне» в Свято-Троицкой церкви в Буэнос-Айресе (строительство церкви осуществлялось в 1898—1901 гг.).

Работал над росписями Александро-Невского собора в Варшаве (росписи велись в 1900–12 гг.). После уничтожения варшавского собора сохранилась и перевезена в Покровский собор в Барановичах мозаика «Христос с донатором», представляющая князя, подающего Иисусу модель собора.

В церкви Казанской иконы Божией Матери в Вырице (Гатчинский район Ленинградской области), построенной в 1914 г., сохранились иконы «Богоматерь Всех Скорбящих Радосте» и «Христос Благословляющий детей», а также тондо «Троица Новозаветная».

Судьба работ

Произведения Кошелева находятся во многих музейных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Нижегородском государственном художественном музее и других.

Из произведений Николая Кошелева, появлявшихся на академических выставках, помимо упомянутых выше, пользовались известностью также:

  • «Послушник» (1867 год, в Третьяковской галерее)
  • «Отрок Христос во храме, между мудрецами»
  • «Крестный ход»
  • «Итальянка на молитве»

Отзывы

Архимандрит Антонин (Капустин) о собственном портрете:

«К 2 м часам сеанс был окончен. При взгляде на рисунок, мне оставалось только развести руки. Нет, это не Буткевич маратель, и даже не Александровский min-аминет. Вышло полное и совершенное отображение моей дряхлости, точь в точь, как она выглядывает на меня иногда из зеркала. Обед с сих дел мастером арзамасцем, пришедшим с СПб учиться художеству с 8ю рублями, вроде Ледакова и тоже далеко не из графов, расписывавшего московский храм Спасителя и проживший в Риме 2 года…»