Шимон Бар Иохай

Рабби Шимон Бар Иохай — один из виднейших еврейских законоучителей, танна (мудрец, живший в период Мишны) четвертого поколения, праведник, основоположник каббалы.

Художественный образ рабби Шимона Бар Иохая на поминальной свече
pinterest button

Ученик рабби Акивы. Множество раз упоминается в Талмуде. В каббалистической традиции считается автором Книги Зогар.

Сказал рабби Элазар про рабби Шимона:

Учеба у рабби Акивы

Рабби Шимон бар Йохай родился в начале 2 века н.э. Отца звали Йохай, мать Сара. В возрасте 5 лет начал изучать Тору в Иерусалиме.

Вскоре после своей свадьбы отправился в Бней-Брак и тринадцать лет учился у рабби Акивы, в его иешиве не возвращаясь домой. Впоследствии открыл собственную иешиву в Сидоне, но продолжал приезжать к своему учителю, пока тот был жив.

Он был настолько связан с рабби Акивой, что когда римляне посадили того в тюрьму за преподавание Торы, рабби Шимон тайно, подвергая себя опасности, пробирался туда, чтобы учиться у него. Всё время, пока рабби Шимон учился у своего учителя, он находился в тени и никто не замечал его величия и мудрости.

Однажды рабби Акива сказал ему: «Достаточно тебе, что Всевышний и я знаем о твоих силах!». Рабби Акива с большой симпатией относился к своему ученику и называл его «мой сын».

Рабби Шимон был одним из пяти учеников рабби Акивы, оставшихся в живых после страшной эпидемии, которая унесла жизни двадцати четырёх тысяч мудрецов. Вся традиция изучения Торы в том поколении сохранилась только благодаря знаниям этих пяти учеников.

Среди учителей РаШбИ были также другие мудрецы Торы — рабби Йеошуа, рабби Йегуда бен Баба, но сам рабби Шимон считал, что своими знаниями и глубоким пониманием Торы он в первую очередь обязан рабби Акиве.

Отношение к римскому правлению

Во времена правления римского императора Адриана были введены жестокие законы, направленные на подавление духовной жизни еврейской общины и запрещающие соблюдение основных заповедей иудаизма. В ответ на это на территории Израиля вспыхнуло восстание Бар-Кохбы, которое было безжалостно подавленно. Римлянами был казнен учитель РаШбИ рабби Акива и многие другие еврейские мудрецы.

После смерти Адриана в 138 г. на престол взошел более лояльный Антоний Пий. Однако законы, введенные его предшественником, продолжали оставаться в силе.

В Талмуде приводится рассказ о том, что рабби Шимон отправился в Рим в составе делегации еврейских мудрецов, чтобы отменить постановления, запрещающие соблюдение основных заповедей иудаизма, таких как обрезание и Шаббат. Благодаря своим знаниям в области чудес РаШбИ смог вылечить дочь императора от душевного недуга. В благодарность император предложил мудрецам выбрать то, что он пожелают, из царской сокровищницы. Мудрецы попросили, в качестве награды, уничтожить антиеврейские декреты Адриана, находящиеся там.

Книга Зогар, титульный лист
pinterest button Книга Зогар, титульный лист меира, CC BY-SA 3.0

Однако даже после отмены законов Адриана положение в Эрец-Исраэль оставалось напряженным. Любая попытка критики римских властей подвергалась преследованиям. Несмотря на грозящую опасность рабби Шимон открыто проповедовал негативное отношение к римским властям, за что был приговорен к смерти.

Сказано в Талмуде:

13 лет проведенные в пещере

После доноса и последовавшего за ним смертельного приговора, вынесенного римским императором, рабби Шимон вынужден был скрыться. Вначале он и его сын Элазар прятались в доме учения, куда жена рабби Шимона приносила им еду.

Но вскоре оставаться там стало опасно и они бежали в пещеру, расположенную, по преданию, недалеко от деревни Пкиин в Галилее. Все годы, проведенные в пещере, рабби Шимон и его сын питались плодами рожкового дерева и пили воду из источника. Чтобы одежда не снашивалась они зарывались по горло в песок, а одевались только на время молитвы. Все свои силы посвящали изучению Торы.

Вход в гробницу Шимеона Бар Иохая
pinterest button Вход в гробницу Шимеона Бар Иохая מתניה, CC BY-SA 3.0

Только после смерти императора и последовавшей за этим амнистии с отменой указа о смертной казни рабби Шимона, они вышли из пещеры, проведя в ней 12 лет. Весть о смерти императора им передал пророк Илия, появившийся у входа в пещеру. Первое, что они увидели — это были люди, работающие на полях. Поскольку важнейшей обязанностью евреев считается постижение мудрости Торой, дарующей вечную жизнь, то р. Шимон разгневался и сказал «Оставляют вечную жизнь и занимаются жизнью временной». Под их взглядом все стало загораться. Тут же раздался голос с неба, сказавший «Вы вышли чтобы разрушить мой мир? Вернитесь в свою пещеру!». Там в пещере они провели ещё двенадцать месяцев. За это время они научились с пониманием относиться к простым людям и ценить их возможность исполнять заповеди Бога.

Гробница рабби Шимона Бар Иохая.Зал делится пополам для раздельной молитвы мужчин и женщин
pinterest button Гробница рабби Шимона Бар Иохая.Зал делится пополам для раздельной молитвы мужчин и женщин Shuki, Public Domain

Смерть РаШбИ

Рабби Шимон умер приблизительно в 160 году н.э.

Перед своей смертью он собрал у себя дома своих учеников и раскрыл им глубочайшие тайны Торы, подобные огню.

В день смерти своего учителя ученики видели пламя, окружившее дом рабби Шимона. Это пламя не позволяло приблизится посторонним к тому месту, где учитель в последний раз передавал божественную мудрость своим ученикам. Яркий свет и огонь не прекращались весь день, и когда рассеялись, то ученики увидели, что РаШбИ умер. Во время похорон огненный столб сопровождал носилки с телом и остановился возле пещеры, расположенной недалеко от деревни Мерон. Рабби Шимон бар Йохай был похоронен в этой пещере. Много лет спустя там же был похоронен и его сын рабби Элазар.

Дата смерти рабби Шимона не приводится в еврейских письменных источниках, но согласно традиции день памяти РаШбИ отмечают восемнадцатого числа месяца Ияр, в Лаг ба-Омер.

В этот день евреи всего мира зажигают костры, напоминающие яркий свет Торы. В последние десятилетия в Израиле широко распространился обычай в Лаг ба-Омер приежать на могилу РаШбИ, расположенную на горе Мерон, недалеко от Цфата.

Годы жизни: II в. н. э.

Полезная информация

Рабби Шимон Бар Иоха́й (РаШБИ)
ивр. שִׁמְעוֹן בַּר יוֹחַאי, רַשְׁבִּי
Aramaic: רבן שמעון בר יוחאי

Ученики

У рабби Шимона были иешивы в Сидоне, а затем в Мероне и Текоа. Среди его учеников р. Йегуда ха-Наси — составитель Мишны, сын РаШбИ - р. Элазар, р. Доста бераби Йехида, р.Закай, р.Шимон бен Элиезер, Рав — великий из амораим, р.Шимон бен Йегуда и многие другие выдающиеся мудрецы.

Для изучения скрытой части Торы рабби Шимон избрал 9 учеников. Они составили «Идра Раба» ("Великое собрание"). В эту группу входили десять мудрецов: сам рабби Шимон бар Йохай, его сын рабби Элазар, рабби Аба, рабби Иехуда, рабби Йоси бар Яаков, рабби Ицхак, рабби Хизкия бар Рав, рабби Хия, рабби Йоси и рабби Иса. Мудрецы «Идра Раба» собирались в пещере, находящейся между Мероном и Цфатом. Там рабби Шимон поведал своим ученикам тайны Торы, составившие основу каббалистической книги Зогар.

Сам рабби Шимон передавал знания ученикам в устной форме. Записать их он поручил рабби Абе. На основании этих записей впоследствии была создана книга «Зогар», являющаяся основной книгой, изучаемой теми, кто хочет постичь скрытый смысл бытия. Сегодня у входа в пещеру «Идра Раба» установлена мраморная доска с именами РаШбИ и его 9 ти великих учеников.

Книги

Сотни раз приводятся в Гемаре высказыания рабби Шимона. В любом месте в Мишне и Талмуде, где упоминается просто рабби Шимон без упоминания имени его учителя или отца, имеется в виду рабби Шимон бар Йохай.

Наиболее известна среди книг, автором которых считается рабби Шимон « книга Зогар — классическая книга каббалы. Она была записана по его указанию уже после смерти РаШбИ, рабби Аббой, чтобы скрытая часть Торы сохранилась бы и для последующих поколений.

Книга Зогар представляет из себя развернутый комментарий к Пятикнижию и написана на арамейском языке. Также РаШбИ преписывается авторство мидрашей "Сифри" и "Мехильта"

Некоторые высказывания рабби Шимона

  • "Лучше человеку самому кинуться в горящую печь, но не унижать публично своего товарища."
  • "Тот, кто передает идеи, которые слышал от другого, но не упоминает их автора, нарушает запрет воровства"
  • "Наказание вруна в том, что он будет говорить правду, а ему не поверят."
  • "Человек хвалит тихо, а ругает громко"
  • "Тот, кто воздерживается от плохого поступка, получает вознаграждение как-будто совершил хороший поступок"
  • "Божественное присутствие сопровождает праведников повсюду"
  • "Женщина хочет выйти замуж больше, чем мужчина хочет жениться"
  • "Только брешь проделанная большими значима." (Если представители элиты нарушают принятые нормы, то и простые люди начинают поступать также.)