Дед Моисея Абрамовича — Хаим Хайкель Новомейский, был сослан в Сибирь в первой половине XIX в. В первые годы своей Баргузинской жизни, семья не могла выбиться из нужды. Постепенно материальное положение семьи упрочилось. Торговля рыбой дала средства не только на прокорм семьи, но и на обучение сына, Абрама, родившегося в Баргузине.
Сын унаследовал энергию матери и уже в 15 лет занялся подвозом провианта и снаряжения на открывшиеся рудники. Со временем Абрам взялся за горное дело, сначала на арендуемом участке, а потом на делянках, приобретённых у покинувших Сибирь золотоискателей.
После смерти Михаила Кюхельбекера его дом, был приобретён Новомейскими; именно в этом доме, 25 ноября 1873 года и родился Моисей.
К гимназии мальчика подготовил один из ссыльных революционеров, обучавший его старших сестер. В одиннадцать лет Моисей уехал в Иркутское техническое училище, он был первым из шести детей Абрама Хайкелевича, покинувшим отчий дом.
Отец, в это время уже ставший купцом I гильдии, мечтал, чтобы его старший сын стал горным инженером, поэтому после окончания училища Моисей продолжил учёбу в Рудной академии в Клаустеле (Германия), которую окончил в 1898 году и получил диплом горного инженера.
Вернувшись домой в Забайкалье, он построил в деревне Алга фабрику для добычи и очистки глауберовой соли, доставил из Англии на реку Ципикан первую в Восточной Сибири драгу для добычи золота.
Детство, проведённое среди ссыльных революционеров, повлияло на становление характера и мировоззрения Новомейского. С молодых лет он был связан с русским революционным движением.
16-17 марта 1905 года в Санкт-Петербурге был арестован весь состав боевой организации ПСР (всего было арестовано 16 человек), подготавливавшей ряд покушений. Среди прочих был арестован и Новомейский, про которого полиции по агентурным данным было известно, что он был знаком с П. С. Ивановской и обещал ей оказывать содействие боевой организации. Новомейский несколько месяцев находился в заключении сначала в Петропавловской крепости, а затем в Крестах, пока осенью 1905 года не был выпущен на свободу по амнистии, последовавшей за манифестом 17 октября.
В 1907–13 годы Новомейский посвятил строительству фабрики по добыче минеральных солей в Минусинском уезде.
Ещё задолго до революции Новомейский впервые заинтересовался химическим потенциалом Мёртвого моря, а в 1911 г. провёл первые исследования вод Мёртвого моря и снова вернулся в Россию.
Во время Первой мировой войны Новомейский участвовал в оказании помощи еврейским беженцам в Сибири.
В 1918–20 годы Новомейский был председателем Национального совета евреев Сибири и Урала, а также Сионистской организации Сибири. В 1919–20 гг. Новомейский сотрудничал в еженедельнике «Еврейская жизнь» (Иркутск).
Гражданская война разделила семью на две части: Моисей с матерью и двумя сёстрами в 1920 г. уехал в Палестину, где занялся реализацией своих планов в области промышленной эксплуатации Мёртвого моря, а его старшая сестра и братья покинули Баргузин, но остались в России.
В течение нескольких лет Новомейский добивался получения концессии на дубычу брома и поташа из вод Мёртвого моря. Восемь лет ему пришлось добиваться концессии. Английские власти всячески противились выдаче концессии еврею. Раздавались даже голоса, утверждавшие, что с помощью русских евреев большевики намерены прибрать к рукам Палестину. В 1929 г., после продолжительной борьбы с британскими властями, отказывавшимися способствовать развитию еврейской промышленности в Палестине, Новомейский получил концессию на добычу брома и поташа из вод Мёртвого моря совместно с англичанином майором Таллоком. В том же году на севере Мёртвого моря была основана Палестинская поташная компания. В 1934 г. на юге Мёртвого моря, в Сдоме, был основан второй завод компании.
В Палестине Новомейский занимался также общественной деятельностью. Был казначеем Хаганы, участвовал в основании Палестинского экономического общества для изучения экономических проблем страны. Новомейский интересовался арабским вопросом, установил личные отношения с трансиорданскими правящими кругами, участвовал в контактах с арабскими лидерами в Палестине.
Последний раз посетить Россию и повидать родных Моисей Абрамович сумел в 1936 г., побывав в гостях в Москве у своей сестры М. А. Цукасовой.
В самом конце Второй мировой войны Новомейский разработал проект расширения производства путём создания сети плотин, в результате чего южная часть моря-озера должна была превратиться в огромный изолированный бассейн, предназначенный для осуществления процесса испарения и оседания солей. Это повысило бы рентабельность производства.
Вторая мировая война не повлияла на налаженное хозяйство, и уже в 1947 г. комбинат на Мёртвом море занял второе место по выпуску брома в мире.
Во время Войны за Независимость Израиля северное предприятие было занято трансиорданским Арабским легионом и полностью разрушено, в то время как южный завод остался на территории Израиля, но для восстановления его нормального функционирования требовались значительные капиталовложения. Попытки Новомейского собрать капитал для восстановления предприятия не увенчались успехом, он покинул Израиль и перебрался вместе с женой в Париж к своему тестю И. Найдичу. В 1952 г. на базе южного завода была основана новая компания — «Предприятия Мёртвого моря», большинство акций которой принадлежат государству.
Умер Моше Новомейский 27 марта 1961 г. в Париже, а прах его покоится на кладбище «Трумпельдор» в Тель-Авиве недалеко от могилы его матери, Хаи Руфовны.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Dr. Avishai Teicher, CC BY-SA 2.5.
Годы жизни: 25 ноября 1873, Баргузин, Забайкальская область, Российская империя — 27 марта 1961, Париж, Франция
Моисей (Моше) Абрамович Новомейский
Новомейский — автор воспоминаний, большая часть которых написана в оригинале по-русски: «Моя сибирская жизнь» (1956, английский язык) и «Назначены для соли» (1958, английский язык;); оба тома вышли также на иврите под названием «От Байкала до Мёртвого моря» (1958; сокращенный русский перевод вышел в иерусалимском издательстве «Библиотека-Алия» в 1979 г.).