Мелхиседек

Мелхиседек, в Библии — царь Салимский, священник Всевышнего

Встреча Авраама и Мелхиседека
pinterest button

В Библии

В Ветхом Завете

В Ветхом Завете Мелхиседек упоминается в Быт. 14:18, Пс. 109:4.

По возвращении Авраама с отбитыми у четырёх побеждённых восточных царей людьми и имуществом, Мелхиседек вышел к нему навстречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его был город Иерусалим.

Мелхиседек благословляет Авраама
pinterest button Мелхиседек благословляет Авраама Foster Bible Pictures, Public Domain

Его священство признавалось не только Авраамом, но также и теми лицами, из имущества которых ему была дана десятина.

В Новом Завете

Согласно Новому Завету, Мелхиседек пользовался большой известностью (Евр. 7:1).

У него не было ни земного отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца; уподобляясь Сыну Божию, он остается священником навсегда (Евр. 7:3).

Изображение Мелхиседека из Киевской Псалтири (1397)
pinterest button Изображение Мелхиседека из Киевской Псалтири (1397) unknown medieval painter, Public Domain

В православной иконографии используется образ «Великий Архиерей Иисус Христос», как один из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе которого лежит текст:

О личности Мелхиседека

Образ Мелхиседека так таинственен, как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что на этот счёт существует множество разнообразных мнений, часть из которых необоснована.

По позднейшему еврейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом.

По другому преданию, он принадлежит к семейству Хама и Иафета.

Апокрифическая «Книга Еноха» рассказывает о рождении Мелхиседека в могиле умершей жены Нира, брата Ноя.

Младенцем Мелхиседека архангел Гавриил отнес на небеса на 40 дней, пока на земле происходит потоп.

Встреча Авраама и Мелхиседека
pinterest button Встреча Авраама и Мелхиседека   unknown, Public Domain

Также в манихейской доктрине «Светоносный Младенец» рождается в могиле и его по велению «Высокого» спасает от демонических существ космократор «Посланник, Адамант света».

Наконец, некоторые христиане видели в нём ветхозаветное явление Сына Божия, в то время, как другие склонны предполагать, что Мелхиседек был простым потомком Адама по естественному происхождению от него, хотя и являлся личностью великой и значительной.

Полезная информация

Мел(ь)хиседе́к
ивр. מַלְכִּי-צֶדֶק‎
транслит. Малкице́дэк
досл. царь справедливости — от малки — «мой царь», цедек — «справедливость»

Упоминания в литературе

В символическом романе Пауло Коэльо «Алхимик» Мелхиседек встречается на пути главного героя пастуха Сантьяго и помогает ему советом, взяв за это десятую часть его стада. Царь Салима представляется бессмертным наставником сомневающихся, который рассказывает притчи.

В Книге Урантии утверждается, что под именем Макивенты Мелхиседека, Царя Салима, жило некоторое время среди людей воплощённое сверхъестественное существо — Сын Божий категории Мелхисидек. В Книге Урантии «мелхиседеки» — чрезвычайные Сыны, представители одноименной категории, которые служат в качестве учителей и советников. В соответствии с Книгой Урантии, один из таких Сынов, библейский Мелхиседек, посетил Землю с целью подготовки мирового распространения монотеизма. Делая акцент на доктрине единого Бога, Макивента Мелхиседек апеллировал к человеческой потребности в поклонении, а также готовил путь для последующего появления Иисуса Христа как Сына того же Бога и учил этому людей. Именно поэтому многочисленные последующие учители считали, что Иисус является священником, или священнослужителем, «навек подобным Мелхиседеку».

В книге «Сто лет одиночества» колумбийского писателя Габлиэля Гарсия Маркеса присутствует персонаж по имени Мельхиседек (вернее Мелк`иадес — Melquiades). Это предводитель цыганского табора, который (табор) время от времени появляется в городе Макондо. Сам Мельхиседек, вернее, его образ, выведенный Маркесом, в общем и целом соответствует как библейскому первоисточнику, так и апокрифическим гностическим текстам. Он обладал уникальными познаниями в области древних наук и культов, прожил несколько сот лет и обладал магическими способностями и практически нечеловеческой мудростью. В то же время, Маркес так до конца и не раскрыл тайну его происхождения, что, несомненно, также непосредственно перекликается с библейскими текстами.

В романе американского писателя Эдварда Уитмора «Синайский гобелен» (первого романа тетралогии «Иерусалимский квартет») образ одного из центральных персонажей — Хадж Гаруна — мистическим образом переплетается с личностью легендарного царя Салима — Мелхиседека. Хадж Гарун — трехтысячелетний хранитель Священного Города, его память хранит и сирийское иго, и вавилонский гнет, и ассирийское вторжение; он принимал участие и в битве против крестоносцев, помнил владычество византийцев и царствование мамлюков. Целые эпохи сменяли друг друга на его глазах. В конце концов он с улыбкой признается своему другу: «Я и он (Мелхиседек) — одно и тоже.» Сюжетная линия в итоге не приводит ни к какому конкретному завершению, оставляя читателя домыслить все самому.