Князь Владимир, при Крещении получивший имя Йован, управлял Дуклей и Подгорьем в X–XI вв. Йован Владимир старался спасти государство Дукля от завоевания болгарским царём Самуилом через союз с Византией. Однако в 997 году Самуил захватил Драч (ныне Дуррес, Албания) и напал на Дуклю. Князь Владимир был предан одним из местных жупанов, схвачен и доставлен в темницу в Преспе, где, согласно «Летописи попа Дуклянина», его и увидела дочь царя Самуила Феодора (Теодора) Косара, пришедшая со служанками омывать ноги и головы пленным. «Увидев, что он красив на вид, смирен, кроток, рассудителен, что исполнен он мудрости и благости Господней, остановилась она поговорить с ним. Показались ей речи его слаще мёда и пчелиных сот». Полюбила Косара князя Владимира и упросила отца отдать его ей в мужья. Самуил просьбу выполнил, вернул князю государство, добавив и землю Дуррескую. Владимир правил как вассал Болгарии, справедливо и мирно, стараясь не ввязываться в военные конфликты. Супруги жили в Краине «свято и целомудренно, подобно Ангелам».
После смерти Самуила в 1014 году его престол унаследовал сын Гавриил Радомир, годом позже убитый своим двоюродным братом Владиславом. Взойдя на престол, Владислав решил захватить и Дуклю и Драч, и пригласил Владимира в Преспу. Чтобы доказать, что он не причинит Владимиру вреда, Владислав дал клятву на кресте и отправил князю золотой крест в качестве залога. Но Владимир, пишет Поп Дуклянин, потребовал крест деревянный, как тот, на котором был распят Иисус Христос.
Владислав, чтобы избежать обвинений в нарушении клятвы, послал своих воинов устроить по дороге засаду и убить Владимира, но они приказ не выполнили, испугавшись видения ангелов, защищавших князя. Прибыв в столицу, Владимир отправился в храм, исповедался, причастился, поцеловал крест и вышел из храма, чтобы не осквернять его кровопролитием. Возле храма он и был обезглавлен 22 мая 1016 г. Поэтому на иконах святой часто изображается с царской короной на голове, в правой руке он держит крест, в левой – свою голову.
Князь Владимир был похоронен в Преспе, и в первую же ночь после погребения над его могилой появилось свечение. Перепуганный Владислав отдал тело князя Феодоре для захоронения там, где она пожелает. Феодора Косара похоронила Владимира в церкви Святой Марии «Пречистой Краинской», сама поселилась там как монахиня и после смерти была погребена у ног своего супруга. А Владиславу-убийце во время осады Драча в 1018 году явился воин с ликом князя Владимира и поразил его.
Вскоре Йован Владимир был канонизирован церковью как святой мученик, были написаны служба и житие на сербском и на греческом языке. В 1215—1381 годах останки его находились в Дурресе, после — в монастыре Святого Йована (Шин-Джон) возле г. Эльбасан (Албания), откуда были перенесены в церковь Пресвятой Девы Марии в 1967 году, когда Албания официально стала первой атеистической страной в мире. С 1996 года останки покоятся под Престолом Благовещенской церкви Архиепископии Тиранской и всей Албании в Тиране. Мощи святого являются местом паломничества верующих, особенно в день его памяти, когда их временно возвращают в монастырь около Эльбасана.
Культ святого Йована Владимира распространён среди православного сербского, греческого, албанского, болгарского и македонского народов, а в османский период он почитался не только православными и католиками, но и мусульманами-потурченцами и дервишами-бекташами. Города Дуррес и Бар считают князя Владимира своим небесным покровителем. В 1925 году в его честь воздвигнута церковь у монастыря Святого Наума на Охридском озере, а позднее и в Белграде.
Священный Собор Сербской Православной Церкви провозгласил 2016 год годом святого Йована Владимира, в связи с тысячелетием его мученической кончины. Во всей Сербской Церкви по этому случаю прошли различные мероприятия. Кульминацией стало освящение 25 сентября храма Святого Йована Владимира в Баре, строительство которого продолжалось свыше 20 лет.
На центральной городской площади в Баре в 2001 году установлена бронзовая скульптура князя Владимира высотой 4 метра (ск. Ненад Шошкич).
Крест, который Йован Владимир держал во время своей казни, выставляется на обозрение верующим на горе Румия, куда его доставляют крестным ходом в день Св. Троицы.
Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по Черногории, CC BY-SA 3.0.
Фото: w:подпоручикъ, CC BY-SA 3.0.
Годы жизни: 970 (?)-† 22.05/04.06 1016, Преспа
Йован (Иван, Иоанн) Владимир
серб. Јован Владимир
черн. Jovan Vladimir
Согласно Житиям, Йован Владимир и при жизни и после смерти творил многочисленные чудеса.
Во время нападения царя Самуила, Владимир со своим войском занял гору Облик, оказавшись в окружении и осаде. Гора Облик — место обитания множества ядовитых змей, которые стали нападать на солдат, нанося им смертельные укусы. И здесь на этой горе Облик произошло чудо. После пламенной молитвы святого Владимира, Господь избавил войско от напасти. Как пишет поп Дуклянин: «в этом месте змеи не ядовиты до сего дня».
Было Владимиру видение, означавшее будущие мучения: орёл принёс ему крест, положил на землю и стал невидим. Князь приказал на том месте построить церковь, а в ней положил сей честной крест.
Согласно „Славянскому Житию“, когда князь прибыл в Преспу, Владислав ударил его мечом, но не смог отрубить ему голову. Тогда Владимир дал ему свой меч, которым и был обезглавлен. По преданию, святой поднял свою отрубленную главу с земли, сел на коня и отправился в церковь. Прибыв туда, он спустился с коня, сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» – и испустил дух, обретя немеркнущий мученический венец. Мученик был похоронен в той же церкви, а его могила, над которой часто появлялся небесный свет, стала местом исцелений молящихся.
В селении Острос, вблизи монастыря Пречистой Краинской, где живут только албанцы-мусульмане, сохранилось предание, что князь Владимир примчался туда на коне, который стал бить копытами и там в безводной местности позднее возник колодец. Колодец ныне носит имя святого Йована Владимира.
Любовь Владимира и Косары, мученическая смерть князя Владимира вдохновляли многих писателей: поп Дуклянин из Бара, аббат Мавро Орбини из Дубровника, Владыка Николай, Стеван Сремац, Лаза Лазаревич, Йован Стерия Попович, францисканец Андрия Качич-Миошич, Кирилл Христов, Людмил Стоянов и др. писали о них в прошлом столетии. А несколько лет назад поэт Невен Милакович из Бара составил и опубликовал сборник стихов о святом Йоване Владимире и о Румийской церкви.