Иерусалим в христианстве

Именно здесь родилось христианство

Храм Гроба Господня
pinterest button

Иерусалим считается главным священным городом христиан. Святость Иерусалима для христианства была зафиксирована ещё в Септуагинте, которую христиане восприняли в качестве своего собственного канона.

Помимо Септуагинта в Старом Завете, — Еврейской Библии, — огромная важность Иерусалима для христиан определяется его значением для христианства I века, в период пастырства Иисуса Христа и эпохи апостолов, как то зафиксировано в Новом Завете; а также его значением в жизни Иисуса Христа.

Иерусалим в Новом Завете и в период раннего христианства

Согласно Новому Завету, Иисус Христос был привезен в Иерусалим вскоре после своего рождения, чтобы быть представленным в Храме (Лук. 2:22) и посетить праздники (Лук. 2:41).

Согласно каноническим Евангелиям, Иисус проповедовал бедным и исцелял в Иерусалиме, в особенности в храмовом дворе. Иерусалимский историк Дан Мазар в серии статей в Jerusalem Christian Review описал археологические открытия, сделанные на этом участке его отцом, проф. Бенджамином Мазаром – в том числе, ведущие на возвышение ступени I века, на которых могли проповедовать Иисус и его ученики, а также миквы и крестильни, использовавшиеся как еврейскими, так и христианскими паломниками.

Согласно Деяниям святых апостолов Нового Завета, события пятидесятницы также происходили на этом участке. Существует также рассказ об очищении Иисусом храма — изгнании разнообразных торговцев вон из священных пределов храмового двора (Мк. 11:15). Большая часть этой территории была также открыта в процессе раскопок, проводимых старшим Мазаром.

В конце каждого из Евангелий имеются описания Тайной вечери Иисуса в Сионской горнице в Иерусалиме, его ареста в Гефсимании, суда над ним, распятия его на Голгофе и захоронения неподалёку, его воскресения, вознесения и пророчества о возвращении. Согласно традиции, местом Тайной вечери является Сионская горница, расположенная на втором этаже того же здания на горе Сион, на первом этаже которого находится гробница царя Давида. Археолог Барджил Пикснер утверждает, что обнаружил три стены оригинальной постройки, сохранившиеся до сего дня. Место мучительной молитвы Иисуса и предательства – Гефсимания – вероятно, находится где-то возле Церкви Всех Наций на Елеонской горе. Суд Понтия Пилата над Иисусом мог иметь место в крепости Антония, к северу от территории Храма. Согласно распространённому мнению, внешняя мостовая, на которой вершился суд, находится под монастырём Сестёр Сиона. Другие христиане верят, что Пилат судил Иисуса во дворце Ирода на горе Сион.

Главные из новозаветных событий — Распятие и Воскресение Господне; поэтому самым выдающимся христианским объектом в Иерусалиме является Голгофа («Лобное место») — место распятия Христа. Евангелие от Иоанна описывает её, как находящуюся вне Иерусалима. Недавние археологические свидетельства указывают, что Голгофа расположена недалеко от стен Старого города; однако традиционно одним из главных кандидатов на местоположение Голгофы и близлежащей гробницы Иисуса считается территория, ныне занимаемая Храмом Гроба Господня — самое святое место для христиан, и место их паломничества. Оригинальная церковь была построена Константином I в 336 г. Виа Долороза, или Страстной путь, традиционно считается путём Христа на Голгофу и также является важным объектом паломничества; путь заканчивается в Храме Гроба Господня. Популярным местом паломничества является и Садовая гробница возле Дамасских ворот. Чарльзом Джорджем Гордоном было высказано мнение, что именно это место, а не Храм Гроба Господня, является истинным местом нахождения Голгофы.

Деяния святых апостолов и Послания Павла указывают на Иакова Праведного, брата Иисуса, как на лидера ранней иерусалимской церкви. Он и его преемники были центром притяжения иудеев-христиан вплоть до разрушения города императором Адрианом в 135 г.

Изгнание евреев из нового города Элия Капитолина привело к назначению епископов из числа неевреев, под контролем архиепископов Кесарии и, в итоге, Патриарха Антиохии. Общая значимость Иерусалима для христиан вне Святой земли пережила период упадка во времена преследований христиан в Римской империи, но вновь возродилась около 325 г., когда император Константин I и его мать Елена одарили Иерусалим церквями и святилищами, сделав его первостепенным центром христианского паломничества. Согласно церковному историку Сократу Константинопольскому, Елена утверждала, что с помощью епископа Макария I Иерусалимского нашла Крест Христа, разобрав храм Венеры, построенный поверх соответствующего участка местности. В 325 г. Иерусалим был особо упомянут в VII Каноне Никеи, даже не став ещё столичной епархией.

В середине IV века в Иерусалиме началась византийская эпоха правления, длившаяся до VII века. В этот период было построено большое количество кафедральных соборов, храмов и монастырей по всему округу города Иерусалима. Были открыты теологические кафедры, семинарии и иконописные школы в самом святом для христиан городе.

В частности, именно тогда было воздвигнуто первое комплексное архитектурное сооружение вокруг погребальной пещеры Гроба Господнего, Голгофы, Камня Помазания и вдоль всей улицы Виа Долороза. Тогда весь этот комплекс назывался «Святые сады». На каждом святом месте было воздвигнуто по храму, монастырю или часовне. Так, были воздвигнуты монастыри в честь первых христианских мучеников и святых Ветхого Завета: пророка Илии, пророка Иоанна Крестителя, св. Анны, св. Харлампия, св. Стефана, св. Иакова, монастырь Успения Богородицы, монастырь святых Константина и Елены, монастырь Честного Креста, и многих других. Также был построен комплексный монастырь «Святой Софии» на Храмовой горе, где находился разрушенный Иерусалимский храм.

Последующие периоды

В средние века христиане считали, что Иерусалим является центром мира (латинское umbilicus mundi, греческое Omphalos); именно так город представлялся на так называемых картах Т-О. В византийских гимнах говорится о Кресте, «растущем из центра земли», а образные решения привязаны к концепции смерти и воскресения Иисуса, как направленных во благо всего человечества.

На средневековых картах Европы восток («ориент») — Иерусалим — обычно помещался наверху; именно такое расположение привело к использованию термина «ориентировать», что значит «соотносить карту с фактическим направлением по компасу». Небесный Иерусалим является центром видения, описанного в конце Откровения Иоанна Богослова: Совершенный Город, в котором Бог живёт среди своего народа.

С 1099 по 1187, а также с 1229 по 1244 гг. Иерусалимом владели европейские крестоносцы. Именно они построили в Старом городе большинство церквей и храмов и значительно перестроили уже имевшиеся в тех местах, которые связаны с библейскими событиями.

В 1173 году в Иерусалиме умерла Ефросинья Полоцкая. После канонизации она стала считаться покровительницей Полоцка, а позднее и всей Белоруссии.

Отказ Османской империи предоставить России право распоряжаться христианскими храмами в Иерусалиме и Вифлееме послужил поводом к Крымской войне.

Название города повторяется в названиях многих русских церквей и монастырей (Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь).

В Иерусалиме представлены множество христианских церквей: католическая, греко-православная, армянская, русская православная, сирийская православная, эфиопская православная, маронитская католическая, и другие. Традиционными католическими хранителями святых мест являются францисканцы.

На 2009 год, по данным иерусалимского института изучения Израиля, из 14 тысяч христиан города, 2,6 тысяч — духовенство и монахи.

Иерусалим, как аллегория церкви

В христианстве Иерусалим иногда интерпретируется, как аллегория или тип Церкви Христовой.

Существует колоссальная апокалиптическая традиция, фокусирующаяся на Небесном Иерусалиме вместо фактического и исторического города.

Христиане не контролировали реальный город со времён крестовых походов (за исключением короткого периода сразу же после битвы за Иерусалим), и полагались в основном на библейские символы и метафоры, описывающие Церковь, как если бы она была истинным живым Иерусалимом.

Эта точка зрения заметным образом отстаивается в О Граде Божьем Августина, популярной христианской книге V-го века, которая была написана в период падения Западной Римской империи.