Последователи мессианского иудаизма именуют себя мессианскими верующими к которым относятся ученики («талмидим») Иисуса Христа, ставшие Его апостолами. В числе первых апостолов были апостол Пётр (Кифа), апостол Иаков и апостол Павел (Шауль). Именно апостолам и ученикам Иисуса принадлежит авторство писаний Нового Завета.
По определению Союза мессианских еврейских общин, мессианский иудаизм — это «движение еврейских конгрегаций и групп, преданных Йешуа Мессии, которое принимает заветную ответственность за еврейскую жизнь и идентичность, которые основаны на Торе, выражены в традиции, обновляются и применяются в контексте Нового Завета».
Мессианский иудаизм произошел от ожиданий евреев во времена Второго Храма, о скором приходе Машиаха (Мессии). При появлении Иешуа, согласно Новому Завету за Ним последовали тысячи евреев. До Его крестной смерти, мессианский иудаизм процветал только в Иудее, но после Его воскресения, движение перекинулось и на другие народы. Что со временем превратилось в христианство, далекое, от начального мессианского иудаизма. Хотя всё ещё существовали евреи, которые строго держались отеческих обычаев и при этом продолжали верить в Иешуа. Мессианский иудаизм, со времени усиления талмудического иудаизма, ослабел и почти перестал существовать. Хотя на всём протяжении истории продолжали существовать группы евреев верующих в Иешуа, но не ставших христианами. И только уже в последнее время, мессианский иудаизм вновь стал набирать силу.
И. Д. Рабинович основал в 1884 году в Кишиневе первый мессианский молитвенный дом. В США в 1960-е годы возникло движение исторически связанное с подобным движением евреев-христиан конца XIX века. От ранее существовавших в Англии и Соединённых Штатах объединений евреев-христиан (Hebrew-Christians) новое движение отличалось тем, что поначалу не призывало евреев к переходу в христианство, а предлагало им оставаться уверовавшими в Мессию евреями.
Идею сочетания основ иудейской веры с мессианством разделял и австро-венгерский раввин И. Лихтенштейн, который начал проповедовать Новый Завет. Когда Синод раввинов потребовал, чтобы «он подал в отставку и принял формальное крещение, он ответил, что не имеет намерения присоединяться к какой-либо церкви. Он нашёл в Новом Завете истинный Иудаизм, и останется, как и прежде, со Своей общиной и будет проповедовать в синагоге. Он так и сделал, несмотря на преследования и упрёки, которые обрушились на него. Исполняя свои обязанности районного раввина, он продолжал учить и проповедовать из Нового Завета.» В еврейской среде он был подвергнут сильной критике, он стал «камнем преткновения и объектом преследований со стороны большей части еврейских общин.»
Мартин Чернов основал первую современную мессианскую общину в Цинциннати (Огайо) в 1970 году.
В 1975 году Иудео-христианский альянс Америки (the Hebrew Christian Alliance of America (HCAA)), созданный в 1915 г., был переименован в Мессианский еврейский альянс Америки (the Messianic Jewish Alliance of America (MJAA)). Дейвид Рауш в своей работе, посвящённой мессианскому иудаизму, указывает, что изменение названия не было просто «семантическим приемом», а «символизировало развитие мыслительного процесса, а также религиозной и философской точки зрения к более глубокому выражению еврейства».
В 1979 году был создан Союз мессианских еврейских общин (The Union of Messianic Jewish Congregations (UMJC)), в который входят около 80 мессианских общин и групп.
В мае 2006 года был создан Мессианский еврейский раввинский совет (Messianic Jewish Rabbinical Council).
Цели движения мессианского иудаизма:
Сторонники движения особо подчёркивают, что Иешуа (Иисус) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат, соблюдал праздники (Лук 2:40-42; Матф. 17:24-26; Лук. 4:16; Иоанн 2:13, 5:1, 7:8-14, 37-39, 10:22-23).
Ветхий Завет (Танах) и Новый Завет (Брит Хадаша) признаются Богодухновенными всеми мессианскими общинами.
Мессианские общины различаются степенью интеграции христианской и иудаистской традиции — служения в одних общинах больше похожи на христианские, в то время как в других — на принятые в ортодоксальном иудаизме (включающие использование Сидура (еврейского молитвенника), чтение недельных глав Торы и т. д.). По мнению д-ра Дана Джастера, «сидур на 80 процентов либо повторяет Писание, либо творчески использует его». «По всей вероятности, Иисус в синагоге читал многие из тех молитв, которые можно увидеть в сидуре сегодня.»
Мессианские евреи отмечают Шаббат (субботу), праздники, указанные в Торе (Пятикнижии): Песах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница), Йом Теруа, который в еврейской традиции называется Рош а-Шана (еврейский Новый Год)), Йом-Кипур (самый важный из праздников, день поста), Суккот (Праздник кущей), а также праздники, установленные согласно традиции: Ханука (праздник обновления, очищения, освящения), Пурим и др.
Важными ценностями мессианского иудаизма являются такие еврейские понятия, как еврейская семья, воспитание детей, цедака, тиккун олам («исправление мира»), биккур-холим (посещение больных) и др.)
В большинстве мессианских общин существует тенденция уважительного отношения к еврейской традиции и законам иудаизма, хотя они и не считаются Богодухновенными.
В ряде мессианских общин есть Свиток Торы, который используется на служениях в Шаббат. Большинство же мессианских общин и синагог из-за ограниченных финансовых возможностей не могут приобрести собственный свиток. Мессианские еврейские общины, подобно ортодоксальным синагогам, читают Тору и Хафтару в течение всего года, хотя некоторые общины придерживаются более древнего — трёхлетнего — цикла чтения Торы (как это было принято в I веке) Также в мессианских общинах читаются главы из Брит Хадаша (Нового Завета). В настоящее время многие общины пользуются Еврейским Новым Заветом в переводе Д. Стерна (перевод был сделан на английский язык в еврейском контексте; существует также и перевод на русский).
В ряде мессианских синагог в литургию включены молитвы из еврейского сидура, а также молитвы, основанные на тексте Брит Хадаша (Нового Завета). Мессианские верующие используют на служениях такие традиционные элементы еврейской молитвы, как:
В мессианских общинах отмечаются Бар-мицва («сын заповеди») — для мальчиков, достигших 13-летнего возраста, и Бат-мицва («дочь заповеди») — для девочек, достигших 12 лет.
В некоторых мессианских общинах выполняется заповедь брит-мила (обрезание) для еврейских детей, но далеко не во всех.
Обряд бракосочетания в мессианских общинах проводится под хупой и сопровождается чтением благословений из сидура и т. д.
Мессианский иудаизм считает еврейских верующих в Иешуа мессианскими евреями, нееврейских верующих — мессианскими верующими. Евреями считаются те, у кого хотя бы один из родителей (мать или отец) является евреем. Определение еврейства схоже с пониманием, принятым в реформистском иудаизме.
В целом, мессианский иудаизм рассматривает всех евреев в качестве одной семьи (мишпахи). В то же время, евреи и неевреи в мессианских общинах также являются одной семьей. Процедура принятия в мессианскую общину новых членов может быть различной. Некоторые общины требуют от новых членов прохождения обучающего курса о мессианском иудаизме, тогда как другие требуют от неевреев принятия мессианского иудаизма, а третьи — открыты для всех желающих.
Мессианский иудаизм отвергает христианскую «теорию замещения»:
В настоящее время в мире существуют несколько мессианских учебных заведений. Летом 2002 года Союзом мессианских еврейских общин (The Union of Messianic Jewish Congregations, или UMJC) был создан Мессианский еврейский теологический институт (Messianic Jewish Theological Institute, или MJTI), который находится в Клермонте (Clermont), штат Флорида. В институте функционируют Школа Иудаики (The School of Jewish Studies, или SJS) и Институт подготовки раввинов (The Rabbinical Ordination Institute, или ROI).
Также функционирует Мессианский еврейский библейский институт (Messianic Jewish Bible Institute, или MJBI) с библейскими школами в Одессе (Украина), в Belo Horizonte (Бразилия), Буэнос-Айресе (Аргентина), и Санкт-Петербурге (Россия).
В Израиле действует Хайфский Теологический Институт(Haifa Theological Institute, или HTI), предлагающий заочное мессианское образование.
Мессианское еврейское движение активно занимается благотворительностью, оказывает помощь малоимущим (обеды, гуманитарная помощь: одежда, обувь, предметы первой необходимости и др.)
Среди мессианских верующих есть немало авторов, которые посвящают свои произведения мессианской теме. Из них наиболее известные в мессианской еврейской общине: Джоэл Чернофф (Joel Chernoff) и Пол Уилбур (Paul Wilbur). Джоэл Чернофф был в первоначальном составе группы Lamb, Пол Уилбур выступает в одиночку. Другой автор, получивший известность в мессианском движении — Марти Гетц (Marty Goetz). На этих мессианских авторов значительное влияние оказала еврейская музыка на идиш и они нередко включают в текст своих произведений фразы как на иврите, так и на идиш.
Мессианские верующие оказывают значительную поддержку Израилю, веря в то, что воссоздание государства Израиль является исполнением древних пророчеств Танаха. Члены мессианских еврейских общин в Израиле служат в армии и выполняют все гражданские обязанности.
Мессианские верующие в Израиле нередко подвергаются оскорблениям. «… большинство судебных решений по фактам дискриминации мессианских евреев, являющихся гражданами государства Израиль, были в пользу членов мессианской еврейской общины, которые подвергаются оскорблениям по причине своей веры. Подобные действия противоречат законам Израиля как еврейского и демократического государства».
Мессианские евреи, у которых мать — еврейка, рассматриваются как евреи, перешедшие в другую веру, и поэтому не имеют права на репатриацию в Израиль (алию) в рамках «Закона о возвращении». В то же время, мессианские верующие, у которых только отец, дедушка или супруг(а) — евреи, имеют такое право, поскольку они не считаются евреями по галахе, а, следовательно, не могут рассматриваться как перешедшие в другую веру.
По данным опроса общественного мнения, проведенного Институтом Исследований Дахаф в январе 1988 г., 78 % опрошенных согласились с тем, что следует позволить совершить алию (репатриацию) человеку, «рождённому от еврейской матери, верному государству Израиль, платящему государству налоги, служащему в армии, празднующему еврейские праздники, соблюдающему заповеди израильской традиции, чувствующему себя евреем и верующему, что Йешуа является Мессией, но не крещён в христианство» (17% были против, остальные воздержались). С этим согласились также 77% религиозных ортодоксальных евреев.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Messir, CC BY-SA 3.0.
Мессианский иудаизм
мессианские верующие
ивр.
англ. Messianic Judaism
англ. messianic believers или messianics
араб.
Точное число мессианских верующих в мире определить сложно и поэтому приводимые в прессе статистические данные весьма противоречивы. По оценочным данным самого движения, в мире насчитывается около 250 тысяч приверженцев мессианского иудаизма (из них около 150 тысяч в США) и существует более 400 мессианских общин и синагог.
В Израиле, по последним данным, количество мессианских верующих различными источниками оценивается в 10–15 тысяч человек, количество мессианских общин и групп — от 120–130 до 200, по мнению главы анти-миссионерского подразделения организации Яд ле-Ахим, в результате иммиграции из стран бывшего СССР число еврейских мессианских верующих за десять лет выросло с 5 тысяч (в 1995 году) до 15 тысяч человек (по оценкам на 2005 год). По оценке мессианской организации Caspari Center (1997–1998), около 60% мессианских верующих в Израиле являются этническими евреями.
Количество мессианских евреев в странах бывшего СССР, по оценке Александра Лакшина, руководителя Лиги «Маген» — «десятки тысяч человек» (2001). По данным прессы, самая крупная мессианская община в мире (более 1000 членов) находится в Киеве (Киевская еврейская мессианская община), другая крупная община (400 членов) — в Москве; число этнических евреев в этих общинах неизвестно. Также мессианские общины существуют в Молдове, Беларуси, Латвии (2 общины).
В США количество мессианских верующих, по данным 2008 г., оценивается в размере четверти миллиона человек.
Дейвид А. Рауш (David A. Rausch), адъюнкт-профессор церковной истории и иудаики евангелической Теологической семинарии в Эшланде (Огайо) и автор книги «Messianic Judaism: Its History, Theology and Polity», оценивает процент верующих нееврейского происхождения в мессианском движении в 40–60%, Кэрол Хэррис-Шапиро («Мессианский иудаизм», см. выше) — около 50%.
В Германии существуют приблизительно 28 мессианских служений. Существуют мессианские общины (служения) в Латинской Америке (самая большая из них в Бразилии, Белу-Оризонти, имеет несколько сотен членов), в Бельгии, в Испании, во Франции, в Нидерландах (в Амстердаме), в Румынии (4 мессианские общины), в Австралии и Южной Африке.
Мессианские общины открыты для сотрудничества с церквами и миссиями, которые проявляют интерес к еврейскому народу, проводят или помогают проводить конференции и семинары, разъясняющие непростые вопросы еврейской и христианской истории, с целью способствовать освобождению от антисемитизма и предвзятого отношения к евреям. Ими проводятся межцерковные молитвы, одной из центральных тем которых является благословение Израиля, молитва о мире в Иерусалиме и др. Мессианский иудаизм отличается от идеи протоиерея Александра Меня (1934–90) о создании еврейской православной общины по образцу католической общины святого Иакова в Израиле, но с большим числом элементов иудейского богослужения.
Хотя между последователями мессианского иудаизма и миссией «Евреи за Иисуса» существует согласие в вопросах веры, между ними есть и ряд различий:
По словам Адама Бернея (Adam J. Bernay): «Евреи за Иисуса видят своей главной миссией распространение благой вести о Мессии Йешуа среди еврейского народа. Многие люди, связанные с Евреями за Иисуса рассматривают в качестве центра своей идентификации христианскую церковь. Таким образом, они рассматривают себя христианами еврейского происхождения. Выражение их служений и теологии уходят корнями в историческую Церковь. Мессианский иудаизм рассматривает себя прежде всего как иудаизм. Таким образом, евреи в мессианском еврейском движении определяют себя как еврейский народ, который верует в то, что Йешуа (Иисус) — это обещанный Мессия. Они проводят служения в синагогах в Шаббат (Субботу), отмечают еврейские праздники и участвуют в цикле еврейской жизни».
Некоторые мессианские общины выражают обеспокоенность, когда их ассоциируют с организацией «Евреи за Иисуса»:
Со своей стороны, миссия «Евреи за Иисуса», по словам её исполнительного директора Давида Брикнера, «…не только не отвергает общение с мессианскими общинами, но и строит самые дружеские отношения с ними». "…"Евреи за Иисуса" всецело поддерживают развитие мессианских общин. Во-первых, за последние десять лет наша миссия сама основала четыре мессианские общины, которые существуют и по сей день. Во-вторых, многие сотрудники нашей миссии, в том числе и я сам, являются членами мессианских общин. В-третьих, после каждой кампании мы предлагаем мессианским общинам включиться в совместную работу с евреями, которые оставили нам свои адреса для последующего общения."
Представители иудаизма относятся к мессианскому движению как к разновидности христианства и протестуют против любой миссионерской деятельности в еврейской среде. По мнению этих людей и организаций, «выделение евреев как объектов для миссионерской деятельности указывает на дискриминационное отношение к последним, как к подлежащим исправлению путём обращения в христианство, и к иудаизму как к менее достойной конфессии по сравнению с христианством. Миссионерская деятельность рассматривается как направленная на духовное уничтожение еврейского народа, особенно неприемлемая с моральных позиций в свете исторической попытки физического уничтожения евреев в середине XX века (см Холокост)».
Реформистский раввин и историк Дан Кон-Шербок (Dan Cohn-Sherbok), автор социоисторического исследования «Мессианский иудаизм», рассматривает мессианский иудаизм в качестве одного из направлений иудаизма. Женщина-реконструктивистский раввин Кэрол Хэррис-Шапиро (Carol Harris-Shapiro) в своей книге «Мессианский иудаизм» также призывает рассматривать мессианский иудаизм разновидностью как христианства, так и иудаизма.
В Великобритании число членов Британского мессианского еврейского альянса составляет 454 человека, среди которых 284 этнических еврея (2003).