Галаха

Галаха — традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев.

Первая страница Вавилонского Талмуда, Вильно
pinterest button

В более узком смысле — совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, а также каждый из этих законов (халахот) в отдельности.

Происхождение названия

Термин Галаха происходит от еврейского глагола הלך (hалах), «ходить», и обозначает «путь действия», «руководство». На такое употребление слова «ходить» указывает Псалом 14, где праведным называется «тот, кто ходит непорочно» (Пс.14:2).

В грамматически прямой форме впервые применён в Мишне, а в сопряжённой форме (ивр. סמיכות‎, смихут) встречается в арамейском переводе Танаха Онкелоса (Таргум Онкелос), где фраза «по праву дочерей» (Исх.21:9) звучит по-арамейски «ке-хилхат бнат Исраэль».

Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин Галаха, сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религиозной системы иудаизма.

Различия в интерпретации

В то время, как ортодоксальные евреи воспринимают Галаху как нечто неизменное, некоторые другие деноминации внутри иудаизма (например, представители реформистов) считают возможным недогматичное интерпретирование Галахи и даже изменение некоторых законов и установлений под влиянием новых знаний и накопленного общественного опыта.

Содержание Галахи

Поскольку жизнь ортодоксальных евреев во всех своих проявлениях регулируется религиозным законом, Галаха включает в себя все религиозные заповеди и законодательные установления иудаизма и многие дополнения к ним. Кроме того, в сферу Галахи входят правовые решения различных раввинов, устанавливающие нормы религиозного поведения или утверждающие отдельные законы.

Источники Галахи

В еврейском галахическом праве можно выделить пять групп законов:

1. Полученные объяснения (ивр. פירושים מקובלים‎), то есть законы, написанные в Торе (Письменном Законе) и понимаемые в соответствии с устной традицией, полученной Моше на Синае.

2. Законы, не имеющие оснований в Письменной Торе, но по преданию полученные Моше одновременно с ней. Их называют — Галаха, полученная Моше на Синае (ивр. הלכה למשה מסיני‎) или сокращенно Галаха.

3. Законы, установленные мудрецами на основе анализа текста Письменной Торы, при использовании определенных методов толкования Торы (ивр. פירושים מחודשים‎). Статус этой группы законов приравнен к законам, написанным в Торе напрямую.

4. Законы, установленные мудрецами с целью оградить евреев от нарушения законов Торе (ивр. גזירות‎).

5. Установления мудрецов, регулирующие жизнь еврейских общин (ивр. תקנות‎).

Развитие Галахи

Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие Галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному.

Согласно ортодоксальной традиции, Галаха была дана Богом Моисею на горе Синай как составная часть истолкования Торы. Кроме того, уже Моисей, а вслед за ним и мудрецы следующих поколений, устанавливают законы, которые становятся частью Галахи. Общий комплекс Галахи в составе Устной Торы передавался изустно из поколения в поколение, пока не был записан в Мишне.

Развитие Галахи начинается во времена Эзры (Ездры), когда евреи приняли всю Тору как обязательное руководство в их повседневной жизни.

Развитие Галахи диктовалось тем, что многие законы, записанные в Торе, нуждались в истолковании или в точном их определении, а позже — в приспособлении к радикально изменившимся бытовым и социальным условиям.

Процесс развития Галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на ряд периодов.

Ранний период

Устное толкование Торы, по-видимому, началось вскоре после её объявления Письменным Законом (между серединой V в. до н. э. и началом IV в. до н. э.). Основоположником устного толкования предписаний Торы традиция считает Эзру, основываясь на свидетельстве Библии о его деятельности (Езд.7:10,11). Однако о ходе развития Галахи до эпохи Хасмонеев мало что известно.

Видимо, значительную роль в этом процессе играли мужи Великого собрания (аншей кнесет ха-гдола). Им приписывается получение Закона от пророков и вручение его последующим законоучителям (Мишна, Авот 1:1), а также введение самих понятий Мидраш (в широком смысле изучения Закона), Галаха и Аггада и установление ряда религиозных обычаев. Существенной была и роль софрим, — по мнению некоторых исследователей, основателей Великого собрания. Их деятельность состояла в изложении галахических норм и традиций и в извлечении новых халахот из текста Священного Писания в ходе его толкования, что было тесно связано с их занятиями по обучению Торе.

Период таннаев

Ранние учителя Галахи назывались таннаи и амораи и занимались толкованием Галахи. Гиллель и рабби Шимон бен Гамлиель сформулировали герменевтические правила, посредством которых Галаха выводилась из библейских текстов и, следовательно, восходила к синайскому Откровению. Мишна, составленная рабби Иехудой ха-Наси, стала основным текстом Галахи, и всё дальнейшее развитие еврейского закона опирается на Мишну или комментарии к ней. Поздние законоучители назывались савораи, гаоны и софрим.

Полезная информация

Галаха или халаха
ивр. הֲלָכָה‎
транслит. «халаха» или ашк. «халахо»
англ. Halakha или Halacha

Официальный статус в Государстве Израиль

В современном Израиле Тора и Талмуд признаются одним из источников (гражданского) права, на которые опираются суды, в том числе и при толковании применения законодательства, принятого Кнессетом.

Цитаты

«Шаг за шагом мы будем даровать гражданам Израиля законы Торы и сделаем Галаху основным законом страны. Мы должны вернуть народу наследие отцов. Тора дает ответы абсолютно на все вопросы, встающие перед нами.»

министр юстиции Израиля Яаков Нееман, 10 ноября 2009 г.