Ортодоксальный иудаизм — общее название течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, суть продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего средневековья и в начале Нового времени.
Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
В качестве религиозного течения ортодоксальный иудаизм сложился в первой половине XIX в. в качестве реакции на возникновение реформизма в иудаизме, распространение Хаскалы и секуляризацию еврейской жизни в ходе эмансипации.
Термин «ортодокс» впервые возник в конце XVIII в. и служил в устах просвещённых евреев Германии презрительным прозвищем противников изменений в религиозной и общественной жизни еврейства; сами противники таких изменений называли себя йереим (благочестивые) или харедим (богобоязненные) и лишь с середины XIX в. стали именовать себя также ортодоксами.
В конце XIX в., когда сформировалось ортодоксальное течение в еврействе Восточной Европы, его приверженцы именовали себя адуким (набожные) или датиим (религиозные) в противоположность хофшим (свободомыслящие).
Эти названия привились затем и в Израиле, где подавляющее большинство традиционного еврейства было ортодоксальным.
После образования еврейского государства в употребление вошло противопоставление датиим — хилоним (светские).
Ортодоксальный иудаизм в среде русскоговорящих евреев Израиля представлен самыми разными направлениями: «литовская школа» (например, организация «Толдот Йешурун», основанная р. Ицхаком Зильбером), ХаБаД (например, организация «Шамир»), «религиозный сионизм» (например, организация «Маханаим»), хасидизм бреславского и карлин-столинского направления и многие другие.
Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма, хронологически появились раньше хасидизма и религиозного сионизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве.
Литваки являются последователями Виленского Гаона рабби Элиягу бен Шлоймэ Залманa, который возглавлял активную оппозицию хасидизму.
Приверженцы хасидизма дали своим противникам название миснагдим (сопротивленцы, ивр. в ашкеназском произношении).
Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Украине.
Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.
В XIX веке начальные формы «Ортодоксального модернизма» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899) см. и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.
Иное направление «Ортодоксального модернизма» — религиозный сионизм — было создано в 1850 г. р. Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано р. Авраамом-Ицхаком Куком.
Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).
Сегодня представители — р. Авраам Шапира (умер в 2007 г.), р. Мордехай Элон, р. Соломон Рискин, р. Йегуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн (Израиль).
В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: ChanochGruenman, Public Domain.
Ортодоксальный иудаизм
ивр.
араб.
англ. Orthodox Judaism