Козёл отпущения

Козёл отпущения — в иудаизме особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню в праздник Йом Киппур.

Козёл отпущения. William Holman Hunt, 1854
pinterest button

В праздник Йом-Кипур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна, тельца и двух козлов одинаковой масти.

Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, первого из козлов приносили в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана.

На второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили в пустыню. Отсюда — «козёл отпущения».

По другой версии, козла уводили в Иудейскую пустыню, где сбрасывали со скалы под названием  Азазель (или Мунтар) в пропасть.

Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему.

Козёл отпуще́ния — особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню в праздник Йом Киппур
pinterest button Козёл отпуще́ния — особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню в праздник Йом Киппур

Талмуд рассказывает, что в период Первого Храма, когда Божественное присутствие было ощутимо и выражалось в постоянных чудесах, происходивших в Храме, одно из них было связано с козлом, отсылаемым в пустыню.

К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла.

Отпущение козла
pinterest button Отпущение козла

Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи:

Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в том, что Тора признает существование тёмных сил и даже предполагает принесение им даров.

Гора Азазель (джабель Мунтар)
pinterest button Гора Азазель (джабель Мунтар)

Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являлись жертвами и никому не посвящались.

Гора Мунтар или гора Азазель, где по преданиям сбрасывали козла, отсылаемого в пустыню
pinterest button Гора Мунтар или гора Азазель, где по преданиям сбрасывали козла, отсылаемого в пустыню

Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а сбрасывание со скалы козла было призвано напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды.

Полезная информация

Козёл отпуще́ния
ивр. שעיר לעזאזל, שילוח שעיר לעזאזל
араб. كبش فداء
англ. Scapegoating
англ. перен. whipping boy, fall guy

Ритуал описан в Ветхом Завете (Лев.16).

Тора. Виакра. Ахарей Мот. Глава 16

«5. И от общины сынов Исраэля возьмет он двух козлов в очистительную жертву и одного овна во всесожжение. 6. И доставит Аарон тельца очистительной жертвы, который ему (принадлежит), и совершит искупление за себя и за свой дом. 7. И возьмет двух козлов, и поставит их пред Господом у входа в шатер собрания. 8. И возложит Аарон на обоих козлов жребии: один жребий - "Господу", и один жребий - "Азазелу". 9. И доставит Аарон козла, на которого выпал жребий "Господу", и назначит его очистительной жертвой. 10. А козел, на которого выпал жребий "Азазелу", будет поставлен живым пред Господом, чтобы искупление совершить на нем, отослать его к Азазелу в пустыню. 11. И доставит Аарон тельца очистительной жертвы, который ему (принадлежит), и совершит искупление за себя и за свой дом, и заколет тельца очистительной жертвы, который ему (принадлежит). 12. И возьмет полную угольницу горючих угольев с жертвенника пред Господом и полные горсти тонкого курения благовонного, и внесет за завесу. 13. И положит курение на огонь пред Господом, и укроет облако курения покрытие, которое на свидетельстве, и он не умрет. 14. И возьмет от крови тельца, и покропит перстом своим к востоку (обращенную сторону) покрытия, и перед покрытием покропит семь раз от крови перстом своим. 15. И заколет козла очистительной жертвы, который народу (принадлежит), и внесет кровь его за завесу, и сделает с его кровью, как сделал с кровью тельца, и покропит ею на покрытие и перед покрытием. 16. И искупит Святилище от нечистоты сынов Исраэля и от их преступлений, что до всех их грехов (неумышленных); и то же сделает он для соборного шатра Пребывающего с ними (даже) среди их нечистоты. 17. И никого не будет в шатре собрания, когда входит он, чтобы искупить в Святилище, пока он не выйдет; и совершит искупление за себя, и за свой дом, и за все общество Исраэля. 18. И выйдет он к жертвеннику, который пред Господом, и совершит искупление над ним, и возьмет от крови тельца и от крови козла, и возложит на рога жертвенника вокруг. 19. И покропит на него от крови перстом своим семь раз, и очистит его, и освятит его, от нечистоты сынов Исраэля.  20. И завершит искупление Святилища, и шатра собрания, и жертвенника, и доставит козла живого. 21. И возложит Аарон обе руки свои на голову козла живого, и исповедается над ним во всех провинах сынов Исраэля и во всех их преступлениях, что до всех их грехов (неумышленных), и возложит их на голову козла, и отошлет его с человеком нарочным в пустыню. 22. И понесет козел на себе все их Провины на землю, (отвесно) иссеченную, и отошлет козла в пустыню. 23. И войдет Аарон в шатер собрания, и снимет одежды льняные, которые надел при входе в Святилище, и оставит их там. 24. И омоет он тело свое водою на месте святом, и облачится в одеяния свои, и выйдет, и совершит он жертву всесожжения свою и всесожжение от народа, и совершит искупление за себя и за народ. 25. А тук очистительной жертвы воскурит на жертвеннике. 26. И отсылающий козла к Азазелу омоет свои одежды и омоет тело свое водою, и затем войдет в стан.  27. А тельца очистительной жертвы, чья кровь внесена, чтобы искупить в Святилище, вынесет за пределы стана, и сожгут на огне их кожу, и их мясо, и их помет. 28. И сжигающий их омоет одежды свои и омоет тело свое водою, а затем войдет в стан...»