Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил:
Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк.3:23) с целью принять крещение.
Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».
На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.
Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).
Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса.
Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин.3:23).
Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя:
Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю.
Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.
В Православии праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 (19 января). Крещением завершаются святки.
Православный древний праздник Богоявления постепенно стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем «Богоявление» и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника.
В Католической церкви латинского обряда Богоявление и Крещение — разные праздники. Крещение празднуется в следующее за 6 января воскресенье.
В древневосточных церквях, в том числе в Армянской апостольской церкви, Крещение Господне празднуется одновременно с праздником Рождества Христова под общим названием Богоявления 6 января.
В Коптской церкви — 7 января.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: anonim, Public Domain.
Крещение Господне
Точное расположение Вифавары (возможно, Бейт-Авара) не определено, с XVI в. им считалось место, где сейчас находится монастырь св. Иоанна, в 1 км от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона в Каср аль-Яхуд. Другие данные свидетельствуют о том, что точное место Крещения расположено в Вади аль-Харар на территории Иордании в 350 м от Каср аль-Яхуд, там найдены византийские церкви и основание колонны, упомянутой в связи с место Крещения Господня.
Наиболее ранним свидетельством существования праздника Крещения Господня является свидетельство Афанасия Великого:
«Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».
Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 г.):
«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».
Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о почитании реки Нил и других рек в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства.
Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской.
В России в на Крещение принято освящать воду, в том числе на естественных водоёмах, для чего во льду вырубается крестообразная прорубь — иордань.
Раньше в прорубь окунались прежде всего те, кто участвовал в святочных гаданиях и ряжении — чтобы смыть грехи. Также считалось, что в иордань уходит нечисть, свободно ходившая по земле все Святки. Освящённая в Крещение вода считается целебной.
Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы. Существует также народный обычайгадания на Крещение (гадания продолжаются и все предыдущие 12 дней Святок, начиная с Рождества). Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами (т. н. «Крещенские морозы»).
В Болгарии и Греции после освящения воды организуют торжественные процессии с хоругвями к водоёму.
Существует обычай бросать деревянный крест в воду и после этого купаться в проруби. Выловить из воды крест считается почётным. Народное название праздника в Болгарии — «Йордановден».