Крещение Господне

Крещение Господне — христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.

Крещение, Месяцеслов Василия II, стр. 299, в конце X или начале XI веков
pinterest button

Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил:

Событие праздника

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк.3:23) с целью принять крещение.

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»  (Лк.3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса.

«Крещение Господне» (икона, XVI в.)
pinterest button «Крещение Господне» (икона, XVI в.)

Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились»  (Ин.3:23).

Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя:

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю.

Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Эль Греко, «Крещение», 1596-1600
pinterest button Эль Греко, «Крещение», 1596—1600

Праздник Крещения в различных церквях

В Православии

В Православии праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 (19 января). Крещением завершаются святки.

Православный древний праздник Богоявления постепенно стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем «Богоявление» и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника.

В Католической церкви

В Католической церкви латинского обряда Богоявление и Крещение — разные праздники. Крещение празднуется в следующее за 6 января воскресенье.

В древневосточных церквях

В древневосточных церквях, в том числе в Армянской апостольской церкви, Крещение Господне празднуется одновременно с праздником Рождества Христова под общим названием Богоявления 6 января.

В Коптской церкви — 7 января.

Полезная информация

Креще́ние Госпо́дне

Вифавара

Точное расположение Вифавары (возможно, Бейт-Авара) не определено, с XVI в. им считалось место, где сейчас находится монастырь св. Иоанна, в 1 км от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона  в  Каср аль-Яхуд. Другие данные свидетельствуют о том, что точное место Крещения расположено в Вади аль-Харар на территории Иордании в 350 м от Каср аль-Яхуд, там найдены византийские церкви и основание колонны, упомянутой в связи с место Крещения Господня.

Праздник Крещения в древней церкви

Наиболее ранним свидетельством существования праздника Крещения Господня является свидетельство Афанасия Великого:

«Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 г.):

«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о почитании реки Нил и других рек в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства.

Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской.

Традиции празднования

В России в на Крещение принято освящать воду, в том числе на естественных водоёмах, для чего во льду вырубается крестообразная прорубь — иорда́нь.

Раньше в прорубь окунались прежде всего те, кто участвовал в святочных гаданиях и ряжении — чтобы смыть грехи. Также считалось, что в иордань уходит нечисть, свободно ходившая по земле все Святки. Освящённая в Крещение вода считается целебной.

Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы. Существует также народный обычайгадания на Крещение (гадания продолжаются и все предыдущие 12 дней Святок, начиная с Рождества). Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами (т. н. «Крещенские морозы»).

В Болгарии и Греции после освящения воды организуют торжественные процессии с хоругвями к водоёму.

Существует обычай бросать деревянный крест в воду и после этого купаться в проруби. Выловить из воды крест считается почётным. Народное название праздника в Болгарии — «Йордановден».