Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына.
В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию, в иудейском предании фигурирует другой сын пророка Ибрахима Исхак (Исаак).
Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джибриль (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана.
Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день Жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы).
![]() | Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, — Аль-Анам 6:162-163 (Кулиев) | ![]() |
![]() | Для каждой общины Мы определили обряды жертвоприношения и велели её последователям поминать имя Аллаха — Аль-Хаджж 22:34-37 (Османов) | ![]() |
![]() | Ибрахим сказал: «Я иду к моему Господу, который наставит меня на прямой путь». — Ас-Саффат 37:99-111 (Османов) | ![]() |
![]() | Так совершай обрядовую молитву и закалывай . — Аль-Каусар 108:2 (Османов) | ![]() |
Пророк Мухаммед сказал:
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Bertramz, CC BY-SA 3.0.
’Ид аль-адха
Курбан-байрам
араб. — праздник жертвоприношения
Арабское название праздника Ид аль-Адха (араб. ‘d ’al-’A), переводится как «праздник жертвы».
В русском языке закрепилось название курбан-байрам (первое упоминание у Афанасия Никитина — курбанть-багрямъ). Первая часть этого слова от араб. qurbn «жертва», вторая часть — общетюркское слово байрам «праздник».
Так он называется в разных языках, прежде всего в самих тюркских: азерб. Qurban Bayram, кр.тат Къурбан Байрамы, Qurban Bayram, башк. орбан байрам, туркм. Gurban baram, тат. Корбан бйрме, Qorban byrme, тур. Kurban Bayram, также босн. Kurban bajram.
Часто вместо слова байрам употребляется по-разному искаженное араб. ‘d «праздник»: каз. рбан айт, кирг. Kурман айт, тат. Корбан гаете, Qorban yete, узб. урбон айит, Qurbon Hayit, тадж. Иди урбон, уйг. урван айт
Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и пророка Мухаммеда, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.
Жертвой может быть баран, верблюд или корова.
Жертве должно быть не менее полугода, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Если позволяют средства, то желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека, или корову (верблюда) — не более чем от семи человек, но также можно принести в жертву одну овцу (козу) за всю семью. Обычай допускает принесение жертвы за усопших, если они завещали сделать это.
Обычно шкуры жертвенных животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
Пророк Мухаммед призывал мусульман к совершению жертвоприношения. Аиша передала слова пророка Мухаммеда: «Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения — это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».
Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить ритуальное омовение-гусль, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утренней молитвы верующие возвращаются домой. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу).
После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.
Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.
В жертву можно принести барана, который достиг семи месяцев (по шафиитскому мазхабу — полного года), быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных. А также животных, у которых сломано больше половины рога или отрезано больше половины уха. Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.
Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении пророка: «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки — треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».
Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты. Тот, кто принёс жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного, ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другими её частями.
См. также: Исламский календарь
Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.
год | дата |
---|---|
2013 | — 15 октября |
2014 | — 4 октября |
2015 | — 23 сентября |
2016 | — 11 сентября |
2017 | — 1 сентября |
2018 | — 21 сентября |
2019 | — 11 августа |
2020 | — 31 июля |
Курбан-байрам празднуется во многих регионах России, в том числе и в Москве. Так в 2011 в Москве в праздновании приняло участие порядка 170 тыс. человек. Курбан-байрам официально праздничный день в республиках: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан и Чеченская республика.
В Азербайджане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане, Курбан-байрам является официальным праздничным днем. В Казахстане и Узбекистане приравнен выходному дню. Туркмения празднует Курбан-байрам 3 дня. На третий день, люди не кормят быка, а дразнят его. После чего начинается дикая "гонка" за быком
В день жертвоприношения принято ходить в гости и поздравлять друг друга с праздником. Мусульмане традиционно поздравляют друг друга с праздниками следующими словами:
В последнее время празднование Курбан-байрама в некоторых немусульманских странах вызывает негативное отношение у правозащитных организаций, политиков, деятелей культуры и простых жителей, которые опасаются за то, что лицезрение смерти может отрицательно сказаться на психике видящих это детей. Недовольства вызваны способом забоя, а также выбором места для забоя жертвенных животных.