Ид аль-Адха

Исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима

Продажа мяса на праздник жертвоприношения в Египте
pinterest button

Происхождение

Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына.

В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию, в иудейском предании фигурирует другой сын пророка Ибрахима Исхак (Исаак).

Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джибриль (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана.

Контекст

Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день Жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

Об обряде

В Коране

«

Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров,
у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман».

— Аль-Анам 6:162-163 (Кулиев)
»
«

Для каждой общины Мы определили обряды жертвоприношения и велели её последователям поминать имя Аллаха
над дарованными им в удел домашними животными при заклании. Итак, ваш бог — Бог единый.
Так будьте покорны Ему, а ты , Мухаммад, сообщи добрую весть смиренным, сердца коих при упоминании имени Аллаха трепещут от страха,
которые терпеливы к тому, что их постигает, творят обрядовую молитву и расходуют на пути Аллаха из того, что Мы дали им в удел.
И принесение в жертву верблюдов Мы установили для вас в качестве обряда, предписанного Аллахом.
Для вас в этом — польза. Произносите же над верблюдами имя Аллаха, когда они стоят рядами.
А когда их повергнут на бока, то ешьте их мясо, накормите и того, кто стыдится просить, и того, кто просит не таясь.
Так Мы дали вам власть над жертвенными верблюдами, — быть может, вы возблагодарите за это.
Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность.
Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь.
Так обрадуй же благой вестью тех, кто вершит добро.

— Аль-Хаджж 22:34-37 (Османов)
»
«

Ибрахим сказал: «Я иду к моему Господу, который наставит меня на прямой путь».
Прибыв в Шам, он сказал: «Господи, даруй мне праведного сына».
Мы сообщили ему благую весть о кротком сыне. Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, Ибрахим сказал:
«О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты об этом?»
Сын ответил: «О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым».
Когда они оба покорились воле Аллаха и отец поверг его лицом вниз, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты исполнил то, что велено было тебе во сне».
Воистину, так Мы воздаем тем, кто вершит добро. Воистину, это и есть явное испытание. И Мы заменили ему сына на большую жертву.
Мы велели последующим поколениям взывать: Мир Ибрахиму! Так Мы воздаем тем, кто творит добро. Воистину, он — из числа Наших верующих рабов.

— Ас-Саффат 37:99-111 (Османов)
»
«

Так совершай обрядовую молитву и закалывай .

— Аль-Каусар 108:2 (Османов)
»

В Сунне

Пророк Мухаммед сказал:

  • «Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, пусть тот, кто желает совершить Жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!» (Муслим 1977)
  • «Поистине, Аллах предписал все делать хорошо, и если придется убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете резать животное, то делайте это наилучшим образом. И пусть каждый из вас, как следует наточит свой нож, и пусть избавит животное от мучения». (Муслим 3/1955)
  • «Корова приносится в жертву за семерых и верблюд за семерых». (Абу Дауд 2808, ан-Насаи 4121)
  • «Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до праздничной молитвы, то это будет до молитвы, и он не совершил Жертвоприношение». (аль-Бухари 955)
  • «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна; истощенное животное, слабость которого очевидна». (Ахмад ибн Ханбаль 4/284, Абу Дауд 2802, ат-Тирмизи 1/283)
  • «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев». (Муслим 1963)
  • «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!» (аль-Баззар 2/182, Ибн Хиббан 963, ‘Абдур-Раззакъ 8830)
  • «Нет для Аллаха лучшего расходования после поддержания родственных связей, чем пролитие крови жертвенного животного!»" (Хафиз Ибн Абдуль-Барр «Фатх аль-Малик» 7/18)
  • "О люди! Для одной семьи раз в году необходимо совершить жертвоприношения Удхия и Атира ". (Абу Дауд 2788, ат-Тирмизи 1518, ан-Насаи 4235, Ибн Маджах 3125)
  • «Тот, кто обладал достатком и не совершил Жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям!» (Ахмад ибн Ханбаль 1/321, Ибн Маджа 3123, ад-Даракутни 2/545)
  • Джабир рассказывал: "Я совершил праздничную молитву с посланником Аллаха ﷺ в день Жертвоприношения, и после её завершения он привел барана и принес его в жертву, сказав: «С именем Аллаха, Аллах велик! О Аллах, это от меня и от тех, из числа моей общины, кто не совершил Жертвоприношения». (Абу Дауд 2810, ат-Тирмизи 1521, Ахмад ибн Ханбаль 3/356)
  • Ибн Аббас рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на морду овцы, тогда как она смотрела на него. Пророк ﷺ спросил этого человека: „Почему ты не наточил свой нож до того, как повалить её на землю?! Неужели ты хочешь умертвить её дважды?!“» (ат-Табарани)
  • Джундуба рассказывал: "Я был с посланником Аллаха ﷺ в день праздника жертвоприношения. И когда он завершил молитву, он взглянул на зарезанных овец и сказал: «Кто совершил жертвоприношение до намаза, пусть зарежет ещё одного барана вместо того, что он уже зарезал. А кто ещё не совершил Жертвоприношение, пусть сделает это с именем Аллаха!» (аль-Бухари 10/20, Муслим 1960)
  • Аиша рассказывала: «Когда посланник Аллаха ﷺ совершил жертвоприношение, он сказал: „С именем Аллаха. О Аллах, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада, и от общины Мухаммада“, после чего совершил жертвоприношение». (Муслим 1967)
  • От Джабира передается, что во время жертвоприношения пророк Мухаммед ﷺ произносил следующую мольбу: «Поистине, я обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, в соответствии с путем Ибрахима ханифа, и я не являюсь из числа многобожников! Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть — ради Аллаха, Господа миров, у Которого нет сотоварища! Это мне велено, и я из числа мусульман! О Аллах, это от Тебя и ради Тебя!» (Абу Дауд 2795)
  • Али ибн Абу Талиб, рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, и ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: „Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть“». (Муслим 1317)
  • Ибн Аббас рассказывал: «Однажды мы находились в пути с посланником Аллаха ﷺ когда нас застало Жертвоприношение. И мы приносили в жертву одну корову всемером, а верблюда вдесятером». (ат-Тирмизи 1501, ан-Насаи 7/222)
  • От Джабира сообщается, что «когда посланник Аллаха ﷺ совершал жертвоприношение, он повернул животное в сторону Каабы». (Абу Дауд 2795)
  • Анас ибн Малик рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ совершал праздничное жертвоприношение собственноручно». (Ахмад ибн Ханбаль 3/188)
  • Абу Рафиа сказал: «Посланник Аллаха ﷺ в день праздника (Ид аль-Адха) купил двух белых, толстых, рогатых баранов и принес их в жертву от себя и членов своей общины». (Ахмад ибн Ханбаль 6/391, ат-Табарани 2/127)
  • Абу Сариха рассказывал: «Я видел Абу Бакра и Умара, которые не совершали праздничного Жертвоприношения, опасаясь, что за ними будут в этом следовать».(аль-Байхаки9/295)
  • Али ибн Абу Талиб говорил: «Посланник Аллаха ﷺ нам повелевал обращать внимание на глаза и уши». (Ибн Маджах 3143, Ибн Хузайма 2915)
  • Ханаша, рассказывал: «Однажды я увидел, как Али ибн Абу Талиб приносит в качестве жертвы двух баранов, и спросил: „Что это?“ Он ответил: „Посланник Аллаха ﷺ завещал мне приносить жертву за него, и я это делаю!“» (Абу Дауд 2790, ат-Тирмизи 1495)
  • Укба ибн Амир рассказывал: «Однажды мы совершали с посланником Аллаха ﷺ праздничное жертвоприношение и приносили в жертву полугодовалых овец». (ан-Насаи 7/219, аль-Байхаки 9/270)
  • Абу Рафиа рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад ибн Ханбаль 6/8)
  • Абу Айуб говорил: «Во времена Посланника Аллаха ﷺ человек приносил в жертву овцу за себя и членов своей семьи, и они ели её мясо и раздавали некоторое его количество другим, пока не стали люди тем самым хвастаться, и не произошло то, что вы видите». (Ибн Маджах 3147, ат-Тирмизи 1541)
  • Анас ибн Малик говорил: «Посланник Аллаха ﷺ закалывал двух баранов, и я закалываю двух баранов!» (аль-Бухари 2/119, Муслим 3/103)
  • Ибн Аббас говорил: «Не должен приносить в жертву твое жертвенное животное никто, кроме мусульманина!» (аль-Байхаки 9/284)
  • Абу Масуд аль-Ансари говорил: «Поистине, иногда я оставляю совершение жертвоприношения, имея возможность это сделать, опасаясь того, что мои соседи подумают, что это является обязательным!» (Абдур-Раззак 8149)
Мусульмане Османской империи поздравляют имама после праздничных молитв
pinterest button Мусульмане Османской империи поздравляют имама после праздничных молитв Unknown, Public Domain

В высказываниях исламских правоведов

  • «Жертвоприношение — это сунна! И мне не нравится её оставление!» (Имам аш-Шафии «аль-Умм» 2/221)
  • «Посланник Аллаха ﷺ совершал жертвоприношение на протяжении всей своей жизни, и неизвестно, чтобы он оставлял его хоть раз. И он побуждал к совершению жертвоприношения, и не следует мусульманину, имеющему достаток оставлять его совершение!» (Хафиз Ибн Абдуль-Барр «аль-Изтискар» 15/163)
  • «Поистине, закалывание жертвенного животного в день Жертвоприношения, является наилучшим из деяний, поскольку каждое поклонение имеет свое превосходство в установленное время!» (Ибн аль-Араби «Аридатуль-ахуази» 4/13)
  • «Не достигший года баран может быть принесен в жертву, если является крупным». (Ибрахим ан-Нахаи «аль-Асар» 63)
  • «Умма единогласна в том, что верблюд, корова и коза не могут приноситься в жертву, если только не достигнут необходимого возраста». (Имам ан-Навави «аль-Маджму» 8/394)
  • «Умма единогласна в том, что верблюда и корову нельзя приносить в жертву больше, чем от семи человек!» (Имам ат-Табари «аль-Истизкар» 15/190)
  • «В этих хадисах указание на то, что кастрированные животные не порицаемы для праздничного жертвоприношения. Но некоторые ученые считали это порицаемым из-за отсутствия части тела у животного. Однако это не является недостатком у животного, поскольку кастрация делает мясо животного хорошим и удаляет от него плохой запах». (Имам аль-Хаттаби «Маалиму-Ссунан» 2/197)
  • «Единогласны все в том, что жертвоприношение не дозволено совершать перед восходом солнца в день жертвоприношения (10 Зуль-Хиджа)!» (Имам Ибн аль-Мунзир «аль-Иджма» 78)
  • «Тот, кто совершил жертвоприношение после захода солнца последнего дня ат-ташрика, у того нет Жертвоприношения!» (Имам аш-Шафии «аль-Умм» 2/223)
  • «Верблюда могут совместно принести в жертву десять человек, если речь идет об жертвоприношении Удхия. Если же речь идет о жертвоприношении Хадья, совершаемое паломниками, то это могут сделать только семь человек». (Имам аш-Шаукани «Найлюль-аутар» 5/137)
  • «Что касается овцы, то она может быть принесена в жертву только от одного человека!» (Имам ан-Навави «аль-Маджму» 8/399)
  • «Семеро могут принести в жертву одного верблюда или корову в качестве жертвоприношения Удхия. И нет разницы все эти семеро из одной семьи или же из разных семей; желает кто-то из них просто мяса или же режет животное в качестве жертвоприношения Удхия. Нет в этом разницы, и это мнение нашего (шафиитского) мазхаба, также мнение, Имама Ахмада и большинства ученых». (Имам ан-Навави «аль-Маджму» 8/372)
  • «Наилучшим жертвенным животным является верблюд, так как он дороже и в нём больше мяса!» (Имам Ибн Кудама «аль-Мугни» 9/439)
  • «Рогатый баран является наилучшим жертвенным животным, и это мнение Малик ибн Анаса и многих ученых». (Хафиз Ибн Абдуль-Барр «аль-Истизкар» 15/136)
  • «Маликиты взяли в довод это, потому что Пророк Мухаммед ﷺ совершал Жертвоприношение баранами, а также, потому что Аллах выбрал барана, заменив им сына пророка Ибрахима». (Имам Ибн Дакик аль-Ид «Ихкамуль-ахкам» 2/291)
  • «Животных следует вести к месту закалывания мягко и пряча от них нож, доставая его только непосредственно во время закалывания». (Имам Ахмад «Джамиуль-улюми валь-хикам» 157)
  • «Не следует закалывать одно животное в присутствии другого». (Имам ан-Навави «Шарх Сахих Муслим» 13/93)
  • «Сошлись ученые на том, что животное перед закланием следует положить на левый бок, поскольку это облегчает закалывание, ибо он, таким образом, берет нож в правую руку, а голову животного в левую». (Имам ан-Навави «Шарх Сахих Муслим» 13/122)
  • «Если человек собственноручно совершит свое Жертвоприношение, это лучше», сказал: «В этом нет никаких сомнений, ибо на это указывают хадисы. Но даже если человек сам не режет свое животное, то желательно чтобы он хотя бы присутствовал при закалывании его животного». (Имам аль-Мардави «аль-Инсаф» 4/83)
  • «Если шкура жертвенного животного продается за дирхамы для того, чтобы это подать как милостыню, то это дозволено, поскольку в этом такое же приближение к Аллаху, как раздача шкуры и мяса этого животного». (Имам аз-Зайляи «Батйин аль-хакаик» 6/19)
  • «Дозволено давать неверному мясо жертвенного животного в качестве милостыни (садака), но при условии, что этот неверный не является тем, кто воюет с мусульманами. В противном случае ему нельзя ничего давать!» (Шейх Ибн Усаймин «Фатава Ибн Усаймин» 2/663)

Полезная информация

’Ид аль-адха
Курба́н-байра́м
араб. عيد الأضحى‎‎‎ — пра́здник жертвоприноше́ния
Арабское название праздника Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى‎‎ ‘Īd ’al-’Aḍḥā), переводится как «праздник жертвы».
В русском языке закрепилось название курбан-байрам (первое упоминание у Афанасия Никитина — курбанть-багрямъ). Первая часть этого слова от араб. قربان‎‎ qurbān «жертва», вторая часть — общетюркское слово байрам «праздник».
Так он называется в разных языках, прежде всего в самих тюркских: азерб. Qurban Bayramı, кр.тат Къурбан Байрамы, Qurban Bayramı, башк. Ҡорбан байрам, туркм. Gurban baýram, тат. Корбан бәйрәме, Qorban bäyräme, тур. Kurban Bayramı, также босн. Kurban bajram.
Часто вместо слова байрам употребляется по-разному искаженное араб. عيد‎‎ ‘Īd «праздник»: каз. Құрбан айт, кирг. Kурман айт, тат. Корбан гаете, Qorban ğäyete, узб. Қурбон Ҳайит, Qurbon Hayit, тадж. Иди Қурбон, уйг. Қурван Ҳайт

Празднование

  • Следует совершить полное омовение и надеть чистую и праздничную одежду.
  • Такбир — возвеличивание Аллаха словами «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Аллаhу акбар ля илаhа илля Ллаhу ва-Ллаhу акбар, Аллаху акбар ва-ли-Ллаhи-ль-хьамд. Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Аллаhу акбар. Аллаhу акбар кабиран ва-льхамду-ли-Ллаhи касьиран ва-субхьана-Ллаhи букратан ва-асъила». Такбир следует повторять во время утренней прогулки к храму.
  • Приветствие мусульман словами «Такаббаль Аллаху минна ва минкум» (пусть примет Аллах от вас и от нас)
  • Изменить маршрут своего обычного пути к месту общей молитвы. Джабир ибн абд-Аллах передал, что Пророк Мухаммед обыкновенно изменял пути в день Ид аль-Адха (Аль-Бухари, 986).
  • В этот день также принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню (делиться угощением из баранины).

Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и пророка Мухаммеда, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.

Жертва

Жертвой может быть баран, верблюд или корова.

Жертве должно быть не менее полугода, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Если позволяют средства, то желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека, или корову (верблюда) — не более чем от семи человек, но также можно принести в жертву одну овцу (козу) за всю семью. Обычай допускает принесение жертвы за усопших, если они завещали сделать это.

Обычно шкуры жертвенных животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Пророк Мухаммед призывал мусульман к совершению жертвоприношения. Аиша передала слова пророка Мухаммеда: «Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения — это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить ритуальное омовение-гусль, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утренней молитвы верующие возвращаются домой. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу).

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.

Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.

В жертву можно принести барана, который достиг семи месяцев (по шафиитскому мазхабу — полного года), быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных. А также животных, у которых сломано больше половины рога или отрезано больше половины уха. Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.

Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении пророка: «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки — треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты. Тот, кто принёс жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного, ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другими её частями.

Даты праздника по григорианскому календарю

См. также: Исламский календарь

Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.

годдата
2013— 15 октября
2014— 4 октября
2015— 23 сентября
2016— 11 сентября
2017— 1 сентября
2018— 21 сентября
2019— 11 августа
2020— 31 июля

Курбан-байрам в России

Курбан-байрам празднуется во многих регионах России, в том числе и в Москве. Так в 2011 в Москве в праздновании приняло участие порядка 170 тыс. человек. Курбан-байрам официально праздничный день в республиках: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан и Чеченская республика.

Курбан-байрам в бывшем СССР

В Азербайджане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане, Курбан-байрам является официальным праздничным днем. В Казахстане и Узбекистане приравнен выходному дню. Туркмения празднует Курбан-байрам 3 дня. На третий день, люди не кормят быка, а дразнят его. После чего начинается дикая "гонка" за быком

Поздравления

В день жертвоприношения принято ходить в гости и поздравлять друг друга с праздником. Мусульмане традиционно поздравляют друг друга с праздниками следующими словами:

  • 'Ид мубарак (араб. عيد مبارك‎‎) — Благословенен праздник!
  • 'Иду-кум мубарак (араб. عيدكم مبارك‎‎) — Да будет благословенен ваш праздник!
  • 'Ид аль-Адъхьа мубарак (араб. عيد الأضحى مبارك‎‎) — Благословенен праздник жертвоприношения!
  • Такъаббаля-Ллаhу минна ва-мин-кум (араб. تقبل الله منا ومنكم‎‎) — Да примет Аллах от нас и от вас!
  • Такъаббаля-Ллаhу минна ва-мин-кум съалихьу ль-а’маль (араб. تقبل الله منا ومنكم صالح الاعمال‎‎) — Да примет Аллах от нас и от вас праведные дела!

Протесты против проведения праздника

В последнее время празднование Курбан-байрама в некоторых немусульманских странах вызывает негативное отношение у правозащитных организаций, политиков, деятелей культуры и простых жителей, которые опасаются за то, что лицезрение смерти может отрицательно сказаться на психике видящих это детей. Недовольства вызваны способом забоя, а также выбором места для забоя жертвенных животных.

  • В 2003 г. советники правительства Великобритании потребовали немедленно запретить применение мусульманских и иудейских методов убоя скота. Оба метода, по сути, одинаковы: животному перерезают горло и ждут, пока из него не вытечет кровь и оно не умрет.
  • В 2005 г. президент организации «Центр защиты прав животных ВИТА» направила письмо мэру Москвы Юрию Лужкову, в котором, выразила протест против публичного жертвоприношения на мусульманском религиозном празднике «Курбан-Байрам» в московской мечети на улице Хачатуряна
  • В 2006 г. после настойчивых обращений жителей в Москве был введён запрет на публичные жертвоприношения (каждой мечети разрешено было забивать всего по одному животному).
  • В 2010 г. известные деятели российского телевидения, кино и эстрады (Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Лайма Вайкуле, Ольга Шелест, Виктор Гусев и другие) обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с открытым письмом, призывая ввести в цивилизованные рамки практику совершения обряда жертвоприношений на Курбан-байрам.