Небесный Иерусалим

Небесный Иерусалим — согласно христианскому учению, небесный град, сходящий на Землю в конце истории

Видение Небесного Иерусалима Иоанном Богословом (Анжерский апокалипсис)
pinterest button

Ветхозаветные упоминания Нового Иерусалима

В ветхозаветных пророчествах имеются упоминания о небесном граде, называемом буквально Новый (Юный) Иерусалим, проводятся аналогии с отроком.

Описанию земного города Иерусалима как места, где должно обитать имя Господа (3Цар 8:29), и картинам будущего Иерусалима (Ис 2:2; Мих 4:1; Зах 14) соответствует содержащееся в конце Библии изображение Небесного Иерусалима — города мира, где Божий народ будет вечно жить вместе с Богом (Откр 21:3,4) и где нет места любому нечестию (Откр 21:8).

Семь жен-мироносиц (икона, н. XIX века). Вверху Небесный Иерусалим
pinterest button Семь жен-мироносиц (икона, н. XIX века). Вверху Небесный Иерусалим unknown, Public Domain

Улучшение мира или его обновление не являются причиной возникновения Небесного Иерусалима; лишь исчезновение прежней земли освобождает место для нисходящего от Бога на новую землю Небесного Иерусалима (Откр 3:12; 21:1).

Желание вступить в этот город несовместимо с земными желаниями, на нынешней земле граждане Небесного Града — пришельцы (1Пет 2:11; Евр 12:22-24); здесь они безродны, подобно Израилю во время странствования по пустыне (Евр 3:7 — 4:11), и поэтому их цели должны быть сообразованы с вечностью (Флп 3:14; Кол 3:1,2; Евр 13:14).

Видение Небесного Иерусалима Иоанном Богословом (Анжерский апокалипсис)
pinterest button Видение Небесного Иерусалима Иоанном Богословом (Анжерский апокалипсис) Kimon Berlin, фото: Gribeco, GNU 1.2

Граждане Небесного Иерусалима — это истинное потомство Авраама, который ожидал построенного Богом города как обетованного наследства и жил на обетованной земле как пришелец (Евр 11:9,10).

Ангел измеряет Новый Иерусалим мерной палочкой из тростника
pinterest button Ангел измеряет Новый Иерусалим мерной палочкой из тростника Facundus, pour Ferdinand Ier de Castille et Leon et la reine Sancha, Public Domain

Апостол Павел говорит, что у Авраама было два сына: один — от рабыни Агари, рожденный по плоти, в рабство закона, второй — от свободной Сарры, рожденный по обетованию. 

Павел подчеркивает, что «в этом есть иносказание»: Агарь «соответствует нынешнему Иерусалиму», а «вышний Иерусалим… матерь всем нам» (Гал 4:22-30). Только в связи с этими, новозаветными, высказываниями предвидение пророками новой земли (Ис 65:17) и грядущего спасения Иерусалима (Ис 66:10, 13) обретает истинный смысл.

Полезная информация

Небесный Иерусалим
Новый Иерусалим
англ. New Jerusalem, Heavenly Jerusalem
ивр. ירושלים העתידה или הָעִיר מִיּוֹם יְהוָה שָׁמָּה

Новый Иерусалим в Новом завете

По сути, проповедь Иисуса Христа — воззвание, призванное подготовить людей к пришествию Небесного Града.

Предельно конкретно Небесный град — столица Царства Божьего описан в «Откровении» Иоанна Богослова.

Город описывается в форме некой цельной геометрической фигуры с одинаковой длиной, шириной и высотой («…длина его как ширина, высота его равна ширине»), длина сторон которого равна 12.000 стадий каждая (12.000*185м=2220 километров).

С четырех сторон в город ведут 12 ворот, каждые из которых подобны жемчужине. Стены города имеют 12 оснований, каждое из которых выполнено из какого-либо драгоценного камня.

Город не имеет нужды в солнечном или искусственном освещении, так как Сам Бог — источник его мощного и одновременно нежного света. Его окружает стена из драгоценнейшего камня — ясписа (возможно, бриллиант) толщиной в 144 локтя (144*0.48=69.12 метров).

Апостол постоянно подчеркивает металлическую (чистейшее золото) и кристаллическую природу города («…сиянием город подобен кристаллу»).

Через весь город проходит улица, состоящая из золота настолько очищенного, что Иоанн сравнил его с прозрачным стеклом.

От престола Божьего исходит чистая река воды жизни, светлая как кристалл, а посреди улицы и по ту и по другую сторону реки — Дерево жизни, 12 раз в год приносящее плоды. Интересно замечание Апостола: «…а храма я не видел в нем — Бог и Агнец святыня его», что перекликается со словом Ветхозаветного пророка о будущем небесном царствии и новом храме в Иерусалиме: «…Дух господень твердыня его».

Иоанн постоянно подчеркивает красоту города: «…новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего».

Интересна фраза Иоанна о Небесном граде: «…скиния Бога и людей», позволяющая предполагать, что Новый Иерусалим будет вечным домом искупленного человечества.