Наси

Титул у еврейского народа, в разное время имевший разное значение: патриарх, князь, вождь

Заседание Великого Синедриона по американской энциклопедии 1883, сидели так, чтобы председатель видел всех
pinterest button

Наси, в Библии — глава патриархальной семьи (Быт. 23:6), клана, племени или государства. Наси были предводителями народа Израиля в пустыне после исхода из Египта (Исх. 16:22; 34:31); как главы колен Израилевых они перечислены поименно в книге Числа (1:4–16). Двенадцать несиим были посланы лазутчиками в Землю обетованную и были облечены полномочиями распределить наделы между коленами.

Наси должен был приносить особые дары и жертвы в скинию завета (Исх. 35:27; Чис. 7:10). После завоевания Ханаана титул наси постепенно вышел из употребления и был возрожден пророком Иезекиилем, обозначившим этим именем будущего правителя Израиля.

Хасмонеи долгое время избегали именовать себя царями и носили титул наси. Монеты времени восстания Бар-Кохбы несут имя и титул вождя: «Шим‘он неси Исраэль»; аналогично Бар-Кохба именуется и в обращенных к нему письмах.

Заседание Великого Синедриона по американской энциклопедии 1883, сидели так, чтобы председатель видел всех
pinterest button Заседание Великого Синедриона по американской энциклопедии 1883, сидели так, чтобы председатель видел всех фото: Wrongkind707, CC BY-SA 3.0

Титул наси носил председатель Синедриона; глава суда на протяжении всего периода амораев также именовался наси. Возможно, что титул наси в этом значении вошел в употребление лишь со времени Иехуды ха-Наси (конец 2 в. н. э.), деятели более ранней эпохи не звались так при их жизни.

С другой стороны, не исключено, что титул был впервые применен в 30 г. до н. э. во времена Хиллела и даже, что должность наси возникла в период, предшествующий Хасмонеям. Во всяком случае, потомки Хиллела носили этот титул (возможно, с краткими перерывами); последним наси из рода Хиллела был раббан Гамлиэль VI, смещение (415) и смерть (426) которого положили конец институту наси.

Роль наси приобрела особое значение после разрушения Второго храма. Римская администрация признавала наси политическим главой («патриархом») еврейского народа. Как председатель Синедриона наси совместно с его членами провозглашал начало месяца, високосный год и т. п.; он возглавлял публичные молебны о дожде, посвящал ученых в звание, поддерживал регулярные связи с евреями диаспоры, направляя в еврейские общины проповедников и учителей, учреждал там суды и благотворительные фонды. Возглавляемый наси суд обладал законодательной властью и издавал такканот (постановления), вводившиеся от имени наси.

После эпохи гаонов титул наси сохранялся во многих еврейских общинах на протяжении всего средневековья, иногда лишь в качестве почетного титула, иногда обозначая носителя определенной должности.

В качестве глав общин наси действовали в Иерусалиме, в Фостате (Каир), в Багдаде, Дамаске, Мосуле (Сирия), мусульманской Испании. Некоторые из них обладали значительной властью, подобной власти эксилархов, — в частности, в Эрец-Исраэль, Сирии и Египте. Возможно, последним наси этого типа был Сар Шалом бен Пинхас (начало 14 в.), живший в Багдаде. Караимы, начиная с основателя секты Анана бен Давида и вплоть до 18 в., именовали своих глав наси.

В новое время термин наси употребляется на иврите в качестве эквивалента слова «президент»; так, глава Государства Израиль именуется наси.

Полезная информация

наси
ивр. נָשִׂי
мн. число נְשִׂיאִים
транслит. несиим