Монастырь Святого Креста

На одной из фресок изображен грузинский поэт Шота Руставели, живший здесь в XII в. и похороненный в монастырской церкви

Монастырь св. Креста
pinterest button

Иерусалимский монастырь Святого Креста, мужской монастырь иерусалимской православной церкви, расположен в Долине Креста, ниже Музея Израиля и Кнессета.

Монастырь св. Креста
pinterest button Монастырь св. Креста ST, CC BY-SA 3.0

Один из знаменитейших монастырей в Святой земле. Его называют обителью грузинской славы или обителью во имя Святого Креста. В его стенах некогда жил грузинский поэт Шота Руставели. Точное время основания монастыря неизвестно.

Монастырь св. Креста
pinterest button Монастырь св. Креста Ron Almog רון אלמוג, CC BY 2.0

Согласно старинному преданию на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня.

Снаружи монастырь выглядит как средневековая крепость; стены его не раз выдерживали нападения.

Предания об основании монастыря

Монастырь Святого Креста упоминается в многочисленных преданиях и легендах.

Самой популярной является предание о том, что основание монастыря относится ко времени правления римского императора Константина Великого (ок. 285—337) и связано с деятельностью императрицы Елены Равноапостольной (ок. 250—330), его матери. Сопоставляя свидетельства предания с известными фактами из жизни императора Константина и его матери, возникновение монастыря можно отнести к 320—330 годам. Однако ранние исторические источники ничего не сообщают о роли в деле создания монастыря равноапостольных Елены и Константина.

Есть и другая легенда, утверждающая, что основание обители произошло в V в. и было связано грузинским правителем Мирианом III, который совершил паломничество в Святую землю. Якобы равноапостольный император Константин Великий пожаловал ему землю к западу от Иерусалима. Там Мириан III и решил возвести монастырь.

Еще одно предание гласит, что монастырь был построен во время правления византийского Императора Ираклия (610–641). Возвращавшийся из похода на Персию он остановился лагерем недалеко от Иерусалима. Ираклий вез с собой Честной и Животворящий Крест Господень, захваченный персами и теперь у них отбитый. Празднуя возвращение великой святыни и победоносное завершение похода, он повелел выстроить здесь монастырь.

Монастырский двор
pinterest button Монастырский двор גאלוס, CC BY-SA 3.0

Современная историческая наука не подтверждает эти предания об основании монастыря Святого Креста, хотя в них и говорится о реальных событиях и лицах византийского периода.

Фактическим свидетельством основания монастыря являются фрагменты мозаичного пола в диаконнике и жертвеннике церкви, которые относятся к VI в.

Это свидетельствует о возможном основании монастыря в период между правлениями императоров Юстиниана I (527-565) и Ираклия I (610-641).

История

Средние века

Благодаря научным исследованиям, фактом является, то что монастырь существовал не позднее VII века, первоначально застраивался греками и был основан до арабского завоевания Палестины в 638 году. Полученные результаты позволяют предположить, что монастырь был основан в годы правления императора Юстиниана Великого (527–565).

После этого история монастыря теряется в гуще событий вплоть до середины XI столетия.

В период правления халифа аль-Хакима (996-1021) многие монастыри и церкви Иерусалима были разорены. Тогда монастырь был разрушен или же сильно опустошён. 

В 1017 г. гонения на христиан ослабли, им было разрешено восстановить разрушенные монастыри и церкви.

Восстановление святынь возглавил Патриарх Иерусалимский при финансовой поддержке византийских императоров Михаила IV (1034-41) и Константина IX Мономаха (1042-54).

pinterest button Монастырь св. Креста

Был отреставрирован и монастырь Святого Креста под руководством иберийского монаха с горы Афон Прохора, на средства, выделенные царем Иберии Багратом III (980-1044).

Восстановление монастыря началось до прихода крестоносцев в 1099 г., а во время их правления и перестраивался.

В ходе работ были заменены разрушенные при халифе аль-Хакиме византийские мозаичные полы VI в., восстановлены постройки монастыря и, возможно, сделаны росписи монастырской церкви. Впрочем, последнее подтвердить невозможно из-за более поздних записей XII и середины XVII вв.

Монастырь населяли монахи греческого и иберийского происхождения.

Иберийская община начала процветать, получая поддержку царей Иберии, в частности Давида IV Строителя (1089–1125). Монастырские земли увеличивались, хозяйство крепло.

pinterest button Интерьер церкви Монастыря св. Креста

Позже иерусалимский король Болдуин IV (1173–1125) отобрал часть земель монастыря.

В конце XII в. при поддержке иберийской царицы Тамары I Великой (1166–1213) наступил рассвет монастыря. К этому периоду относят появление в монастыре поэта и государственного деятеля Шоты Руставели, который оказал значительное влияние на поновление внутреннего убранство церкви. К этому времени относят и формирование монастырской библиотеки, одной из крупнейших в Иерусалиме.

В конце XIII в. мамлюкский правитель ан-Насир Мухаммед бен-Калаун (1285–1341) захватил монастырь и изгнал монахов. Status quo был восстановлен в 1305 г. после вмешательства византийского императора Андроника II Палеолога (1259—1332).

Османская империя

Период процветания монастыря длился с начала XIV до начала XVI века. Но в 1517 году Палестина перешла под власть турок.

В отличие от мамлюков, новые захватчики были не слишком расположены к иберийцам. В то время монастырь обнаруживает первые признаки упадка. Не только неблагоприятная политическая обстановка, но и внутренние разногласия и споры ослабили единство братии. Щедрая финансовая помощь, жалованная в течение минувших столетий правителями Иберии, была почти полностью прекращена или не доходила до монастыря. Число кредиторов росло, в то время как средства монастыря истощались. Монастырь вынужден был продать большую часть своих обширных владений.

В начале XVII были предприняты попытки восстановить иберийскую общину и возвратить имущество монастырей. Но к тому времени долг общины достиг огромных размеров. Из монастырей иберийским оставался только монастырь Святого Креста, но и он находился в весьма плачевном состоянии.

Настоятелем Никифором, весьма энергичным и деятельным, в 1643 году была предпринята попытка реставрации церкви монастыря с восстановлением купола, алтаря и иконостаса. Настенные росписи церкви там, где имелись особенно сильные повреждения, были обновлены, был также написан ряд новых икон.

Однако спустя несколько лет после последней реставрации только небольшое число иберийских монахов оставалось в монастыре. Даже сам настоятель большую часть времени жил в Иберии. Деньги, высланные из Иберии для оплаты долгов монастыря, были потеряны по пути, и монастырем завладели кредиторы. В этих трудных обстоятельствах монастырю помогла Иерусалимская Православная Патриархия во главе с Патриархом Досифеем II (1669–1707): кредиторам были выплачены долги монастыря. По инициативе Патриархии во всех православных странах, включая Иберию, начался сбор средств для монастыря.

Монастырь  Креста
pinterest button Монастырь Креста deror avi, CC BY-SA 3.0

Освобождённый от всех закладных монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Несколько иберийских монахов, все еще живших в Иерусалиме, перешли в братство Гроба Господня.

В течение всего XVIII и первой половины XIX века монастырь оставался действующим. В монастыре подвизалось относительно большое число монахов, несмотря на то, что их жизни, а также монастырскому имуществу постоянно угрожали мусульмане.

Патриарх Кирилл II, первый за долгое время Иерусалимский Патриарх постоянно живший в Палестине, предпринял ряд шагов по укреплению положения Иерусалимской Церкви. Одним из них было создание полноценной духовной школы для подготовки духовенства. В качестве места для её размещения он избрал Монастырь Святого Креста, из-за чего он отказал России в просьбе предоставить монастырь Святого Креста для размещения там Русской духовной миссии.

В 1853 году Богословская школа Святого Креста была открыта. В 1855 году начался новый расцвет монастыря. Ремонт и перестройка всего комплекса монастырских построек сделали его пригодным для новой роли, но при этом существенно изменился весь облик монастыря. Монашеские кельи были переделаны в лекционные помещения, трапезная была перестроена в соответствии с новыми требованиями, а для совершения ежедневных молитв была сооружена капелла. Библиотека пополнилась сотнями новых томов по различным отраслям знания, энциклопедиями, словарями и богословскими трудами. Она стала одной из крупнейших в то время библиотек в Палестине. Самое большое помещение в монастыре было переоборудовано под музей. Это был первый музей в Иерусалиме, где среди других экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки и разнообразные памятники истории Палестины, а также чучела представителей фауны этого края.

Стены монастыря
pinterest button Стены монастыря zeevveez, CC BY 2.0

Богословская школа действовала с небольшим перерывом на протяжении 53 лет — до 1908 годы, когда она была закрыта в связи с финансовыми трудностями патриархии.

С закрытием богословской школы для Монастыря Святого Креста снова наступил период упадка и безвестности. Многое десятилетия здесь не было других насельников, кроме настоятеля, который одновременно исполнял обязанности сторожа.

Наше время

Полное восстановление зданий, реставрация мозаичных полов и частичная консервация стенных росписей проводились Иерусалимской Патриархией в 1970–1973 годах. По решению Патриарха Диодора, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны публике и служат приходским музеем.

В настоящее время монастырь доступен для посещения публики, в нём располагается музей.

Интерьер церкви

Особенно интересны яркие старинные фрески XII-XVII вв.

pinterest button Изображение Шоты Руставели на древней фреске в монастыре св. Креста

Обратите внимание!

На одной из фресок первой колонны справа, между изображениями гимнографов Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина изображен человек с белой бородой в красной мантии. Это — грузинский поэт Шота Руставели, живший здесь в XII в. и похороненный в монастырской церкви.

К сожалению, в 2004 году вандалы повредили эту фреску.

Фреска Шота Руставели, повреждённая вандалами в 20104 году
pinterest button Фреска Шота Руставели, повреждённая вандалами в 20104 году неизвестен, Public Domain

Интересны также мозаичный пол VI в. в часовне и небольшой музей.

Полезная информация

Монастырь Святого Креста
ивр. ‎מנזר המצלבה
транслит. «минзар ха-Мацлева»
англ. Monastery of the Holy Cross
груз. ჯვრის მონასტერი

Стоимость посещения

₪10

Часы работы

  • пн–пт: 09:00-16:00

Адрес и контакты

Иерусалим, долина Креста

Как добраться

Пешком

Через Рехавия (Rehavia) по ул. Рамбан, пересечь проспект (бульвар) Бен-Цви  Ben Zvi) и по дороге вниз по склону.

Автобусы

№№ 18, 31 или 32 из Нового города

№ 19 от Яффских ворот

Выйти на первой остановке, ул. Харав Херзог (Harav Herzog), далее по дороге вниз.

Святыни

По преданию, на месте монастыря росло удивительное дерево, посаженное Лотом после его бегства из Содома.

Именно это дерево срубили для Креста, на котором был распят Иисус Христос. Под алтарем находится пещера, где и росло это дерево.

Архитектура

Монастырь Святого Креста находится в части Иерусалима, которая называется Новым городом, в небольшой долине Креста.

По внешнему виду напоминает обители Афона. Монастырь очень похож на крепость: выложенные из крупных блоков стены, небольшие окна, единственный вход — низкие и узкие ворота.

Архитектурной доминантой обители является барочного вида колокольня, строительство которой завершили в 1850-е годы. Соборный храм обители построен где-то в 1038 году.

Достоянием монастыря являются настенные изображения. Монастырь расписывался неоднократно. Древнейшие фрески, сохранившиеся до наших времен, относят к концу XII — началу XIII веков. Здесь же находится фреска с изображением грузинского поэта Шота Руставели, украшающая обитель во имя Святого Креста с рубежа XII—XIII веков.

Вандализм

7 февраля 2012 г. стены монастыря были расписаны оскорбительными для христиан надписями, в том числе, содержащими оскорбления в адрес Иисуса Христа.

Другие надписи напоминали о победе Маккавеев над греками в ходе борьбы с эллинистическим владычеством за 160 лет до рождения Иисуса.