Рассечённая колонна

На протяжении нескольких последних столетий каждый посетитель храма Воскресения Христова может видеть мраморную колонну, рассечённую необычной трещиной

Рассеченная колонна в Храме Воскресения, находится в части храма принадлежащей Армянской патриархии Иерусалима
pinterest button

Эта колонна — средняя из трех колонн на левой стороне портала главного входа Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Сама трещина чуть более метра в длину, идет вдоль колонны и расширяется книзу, достигая примерно 7-8 см в ширину и глубину.

Многие паломники почитают эту колонну, молятся около неё, оставляют в трещине записки.

Существуют различные предания, объясняющие происхождение столь необычной трещины.

Армянское предание

Древнейшее из известных преданий о Благодатном огне и обожженных колоннах, поддерживаемое Армянской апостольской церковью, письменно зафиксировано не позже 1635 г. в «Путевых заметках» Симеона Лехаци.

Это предание связывает чудо вышедшего на колонны Благодатного огня с милостью Божьей, проявленной в заботе о бедных как и данное ради них же знамение иноверцам, которые владели в то время Иерусалимом и установили для христиан плату за вход в храм.

Предание не привязано к конкретной дате, но относит событие к неопределенной давности:

«Сказали, что когда-то остались такие нищие богомольцы снаружи, не впустили их за входную плату, мол, давайте полностью, и так остались они лишенными [света]. Но когда появился свет, он сперва устремился для нищих наружу и сжег верхушки мраморных колонн по обе стороны двери. Многие видели это и воздали славу Богу. До сих пор видны места, охваченные огнем. Сообщили об этом хондкару, и он, пораженный, послал в Иерусалим указ и грамоту с налатлама о том, что, если нищие не будут иметь [денег] и поклянутся, что не имеют, впустить их внутрь, чтобы они не лишились света. И мы также своими глазами видели обожженные и почерневшие колонны. Этот указ о чудесном свете вырезан на каменной плите дверей [церкви] Воскресения, эта грамота написана по-мусульмански».

— Симеон Лехаци, «Путевые заметки», гл 12

Критика

Симеон Лехаци, описывая характер повреждений, сообщает что Святой Свет «сжёг верхушки мраморных колонн по обе стороны двери» но ничего не говорит о трещине у основания колонны, то есть именно о той отметине, которую сегодня может видеть каждый посетитель храма.

Греческое предание

Самый ранний из известных документов, где изложена греческая версия предания, это сообщение русского старообрядца Иоанна Лукьянова. В 1710—11 гг. он совершил паломничество в Святую землю и оставил следующую запись:

«В Иерусалим у великой церкви двое врат: одни замуравлены, а вторыя отворяются, и те запечатаны от Турок, которыя на Турка дань собирают. А у тех врат, по обе стороны стоят 11 столпов: 8 мраморных, да 3 аспидных. И как вышед из церкви на правой руке в церковь идучи на левой стороне один столп, а от врат идучи другой столп. И на том столпе язва великая: разселась больше аршина вышины подобно тому, как гром дерево обдержит, а сказывают, что из того столпа в Великую Субботу вышел огонь из церкви тем столпом, так он от того и разселся. Мы же про тот столп у Греков спрашивали, так они нам сказали, над тем столпом бысть знамение великое: 24 рока (года) тому уже де прошло, пришед де армяне к паше да и говорят так: «Греческая де вера неправая, огнь де сходит не по их вере, а по нашей, возьми де у нас сто червонных, да чтоб де нам службу несть в Великую Субботу, а Грек де вышли вон из церкви, чтоб де они тут не были, а то скажут, по нашей де вере огнь с небеси сходит». Турчин облакомился на гроши и обольстися на большую дачу, да Грек (и) выслал вон из церкви. Потом Турчин отпер церковь и пустил Армян в день Великия Субботы: а митрополит Греческий со христианы стоял у столпа, у места Царицы Елены, где она жидов судила, а то место вне церкви великия, и митрополит стоя у того столпа и плакал и Богу молился: а Армяне в великой церкви в те поры по своей проклятой вере кудосили и со кресты около придела Гроба Господня ходили и кричали: «Кирие Элейсон!» и ничто же бысть. И будет как час одиннадцатый и сниде огнь с небеси на придел Гроба Господня и поигра, яко солнце в воде блистая — пойде к вратам великия церкви, а не в приделе Гроба Господня, и тамо не во врата и пойде, но в целое место сквозь стену и в столп каменный, и разседеся столп и выде огнь из церкви пред всем народом, а столп треснул, что гром с великим шумом загремел. Тогда весь народ из церкви выбегоша на тот позор смотреть таковаго чуда, где огнь пойдет, и смотреша: и огнь пошел по мосту, что вне церкви слано камением; и дошед до того места, где митрополит стоит с христианы и на коем месте стоит кандило с маслом без огня, только фитиль плавает, и пришед огнь к столпу и опалил весь столп, потом загореся кандило. И когда Турчин увидел такое чудо, (а в те поры турчин сидел у великой церкви у великих врат), кой дань собирает с Турка, закричал величайшим гласом: «Велик Бог христианский!» Тогда ухватили его, стали мучить и по многом мучении, видя его непокоряшагося, потом склаша великий огнь противу того столпа, где кандило с маслом загорелося, а тут его спалиша».

— записи московского священника-старообрядца Иоанна Лукьянова.

Современный вариант

«Согласно православному преданию, трещина появилась чудесным образом в Великую субботу 1579 г.

В это время Османской империей правил султан Мурад III, а Патриархом был Софроний IV (1579—1608). Это предание гласит, что армяне подкупом добились у иерусалимского паши позволения им одним быть в храме Воскресения Христова в Великую субботу. Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание уже сильно затянулось по сравнению с обычным временем и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул Огонь. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм. При этом православные арабы от радости стали прыгать и громко кричать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и громко славить Бога в храме каждую Великую субботу. Кроме того, предание сообщает, что один из турецких офицеров, мусульманин по имени Омир, увидев чудо с Огнем из колонны, бесстрашно и громко исповедал перед всеми, что он теперь тоже христианин. За это он был тут же обезглавлен, и тело его сожгли на площади перед храмом.Православные собрали пепел и кости Омира, поместили в раку и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы, где они находились до конца XIX в., источая благоухание. Память святого новомученика Омира совершается 19 апреля (1 мая)».

— Кратко изложено по книге «Будь верен до смерти: Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв.»

Критика

Иоанн Лукьянов совершил паломничество в 1710—11 гг. При этом он сообщает, что знамение расколовшейся колонны случилось за «24 рока (года)» до его поездки, то есть около 1686 г. (1710-24=1686), что отличается от даты, обычно указываемой в современном греческом предании (1579). Однако за исключением даты вариант Иоанна Лукьянова и современный греческий вариант очень близки, в том числе оба описывают трещину в колонне и мученичество турецкого офицера.

Полезная информация

Рассечённая колонна

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7

Адрес и контакты

Христианский квартал Старого города Иерусалима

☎ +972 (0)2 627 3314

Как добраться

С ул. Сук Хан аз-Зейт (Souq Khan el-Zeit), поворот на ул. Сук аль-Даббага (Souk al-Dabbagha) или с улицы Христианского квартала (Christian Quarter Rd.).