Гостиница доброго самарянина

Рассказ Иисуса о добром самаритянине всего лишь притча, но, по традиции, место это известно с незапамятных времён

Гостиница доброго самаритянина
pinterest button

Это место служило постоялым двором и перевалочным пунктом на древней  Иерихонской дороге и ассоциируется с притчей о добром самарянине, рассказанной Иисусом Христом.

Здесь были обнаружены многочисленные артефакты от эллинского и римского до османского периодов. Соседняя крепость римлян и крестоносцев (её руины видны напротив) когда-то защищала дорогу.

В 2009 г. здесь был открыт археологический музей, в котором представлены уникальные мозаичные полы византийской церкви, которая была на этом месте, а также из руин Западного берега и Газы, доступ в которые ограничен по причине безопасности.

Великолепное место для остановки на пути из Иерусалима к Мёртвому морю, Иерихону и долине реки Иордан.

Иерихонская дорога

Если ехать из Иерусалима в Иерихон, то можно легко убедиться в том, что путь лежит только в одном направлении — вниз. Эти города находятся на расстоянии всего 30 км друг от друга, а по вертикали их отделяет около 1 км. Иерусалим стоит на вершине горы, на высоте 750 м над уровнем моря, а Иерихон лежит в Иорданской низменности, что на 240 м ниже уровня моря.

Библейское название дороги «Маале Адумим» в переводе с иврита означает «Красный подъем». В библейское время так назывался значимый торговый и военный путь, поднимавшийся от Иерихона к Иерусалиму по горному коридору через район скал, имеющих красноватый цвет за счет содержания фосфора в породе  ар. «Тал’ат а дам» — «Кровавый подъём»).

Для облегчения спуска и подъема путешествовавших дорога устроена серпантином. Такой она была во времена Христа, такой и остаётся по сей день.

Извилистые повороты, горы и обрывы по обеим сторонам дороги представляют собой удобное укрытие для разбойников.

Иерихонская дорога во все времена была небезопасным местом, где путника подстерегали подчас смертельная опасность.

Притча о добром самарянине

Притча о добром самарянине — одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки.

Притча рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина — представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами.

«Добрый самарянин», Рембрандт
pinterest button «Добрый самарянин», Рембрандт

По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что

Богословское толкование

Одним из основных моментов данной притчи считается истолкование слова «ближний» для задающего вопрос книжника и Иисуса Христа.

Книжник считает «ближним» того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит к общей этнической или религиозной группе. А ответные слова Иисуса Христа приводят его к пониманию, что ближний — это, на самом деле, «оказавший милость».

По мнению многих исследователей, эти слова, в числе прочего, также выражают необходимость считать «ближним» и всякого человека, который попал в беду или нуждается в помощи.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу

Масло, упоминаемое в Лк. 10:24, в греческом оригинале передано словом elaion (елей). Милость, которой законник охарактеризовал помощь пострадавшему, также передана схожим словом eleos. Возлияние елея и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например в принесении жертвы заклания (Числа 15:5).

Таким образом, самарянин мог нести с собой елей и вино, предназначенные для ритуала, но пожертвовал их ради реального для него человека, нуждающегося в помощи.

Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу.  «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». — Ос. 6:6

История места

В библейские времена этот коридор упоминается дважды в книге Иисуса Навина в связи с определением границы между наделами колен Иуды и Вениамина(Нав.15:7, 18:17).

В эллинский и римский периоды здесь был поселение. Во время раскопок в районе гостиницы были обнаружены руины 1 в. до н.э.– 1 в. На северо-западном холме были найдены остатки дворца Ирода. На южной стороне находится большая пещера — жилище периода Второго Храма.

На северном холме римляне построили крепость, в которой располагался гарнизон, защищавший дорогу от разбойников и грабителей, который часто нападали на путников, как об этом говорится в притче.

Византийский период

Гостиница для паломников была построена в VI в., возможно как часть монастыря. Её размер был 24×26 м с жилыми комнатами и двором на востоке и базиликой (11×21 м) в северо-восточной части. В середине был водозборник 10×10 м.

Вход в гостиницу был с юга, животных впускали на двор с востока.

Гостиница выполняла свои функции и после арабского завоевания.

Период крестоносцев

Крестоносцы сделали это важной остановкой на пути к долине реки Иордан. В то время десятки тысяч паломников ежегодно шли по этой дороге, чтобы достичь Иерихона и места Крещения на Иордане. Крепость была возведена на северном холме (на месте старой римской), чтобы прикрывать дорогу и защищать Иерусалим с востока.

Крепость была построена по приказу тамплиеров в 1169—72 гг. и использовалась до 1187 г., пока крестоносцы не ушли от региона.

Это прямоугольное сооружение (60×70 м) было окружено стенами, и его залы поддерживали своды. Воду держали в большой цистерне. Дополнительной защитой был 6-метровый сухой ров. Мост распологался в юго-западном углу рва. На северной стороне крепости была башня (8,5 х 9,3 м).

Крепость была названа 'Castellum Rouge' (Красная крепость) или 'Tour Rouge' (красная башня).

Гостиница крестоносцев (34×36 м) была возведена на остаткох византийской гостиницы. В ней комнаты располагались вокруг центрального двора, а для водоснабжения многочисленных паломников в западной части был построен глубокий отштукатуренный водозборник (7×16.6×7,5 м), при этом использовалась и старая цистерна.

Айюбиды, мамлюки и османы

После победы над крестоносцами Саладин превратил их крепость в айюбидский форт, а гостиница продолжала функционировать ещё три столетия в качестве гостевого хана для мусульманских паломников, направлявшихся в Наби Муса.

В 1830-ых гг. османы построили здесь прямоугольный хан, который состоял из 6 комнат, который был поврежден во время Первой мировой войны и восстановлен британцами и позже иорданцами.

Музей мозаик

4 июня 2009 г. здесь открылся музей мозаики, который является одним из самых больших в мире, и представляет коллекцию мозаик, найденных в развалинах древних синагог и церквей на территориях Иудеи, Самарии и Газы.

Часть экспозиции расположилась под открытым небом, часть — в помещении.

Полезная информация

Гостиница доброго самарянина
Гостиница доброго самаритянина
Гостиница милосердного самарянина
Хан аль-Хатрури
Музей мозаики
Музей доброго самаритянина
англ. Good Samaritan's Inn

Адрес и контакты

Шоссе №1, на полпути от Иерусалима к Иерихону и Мёртвому морю между Маале Адумим и Мицпе Иерихо.

Как добраться

По шоссе №1 ехать от Иерусалима в сторону Мёртвого моря, на полпути до Мёртвого моря будет поворот на «квиш Алон», через 200 м поворот направо.

Евангелие

«25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Лк. 10:25–37