Гробница пророка Самуила

Традиционном местом погребения библейского пророка Самуила считается самая высокая точка Иудейских гор – 885 м над уровнем моря.

Гробница пророка Самуила при въезде в Иерусалим
pinterest button

История

Христианский писатель VI в. определил это место как могилу Самуила. Хотя, согласно Библии, пророк был похоронен в своем родом городе, Раме,  к востоку от горы, расположенной в близи города Гива.

В XII в. еврейский путешественник Беньямин из Туделы побывал на этом месте во время своего путешествия в 1173 году, отметив, что крестоносцы обнаружили кости Самуила на еврейском кладбище в городе Рамла, на прибрежной равнине, и перезахоронили их здесь, с видом на Святой город. Он писал, что церковь в честь св. Самуила из Шило, была построена, как раз на этом холме. Это может относиться к монастырской церкви св. Самуила, построенной по Премонстратензианскому канону и обитаемой в период с 1141 по 1244.

Мечеть пророка Самуила
pinterest button Мечеть пророка Самуила Alexey Goral, CC BY-SA 3.0

Раймонд Агилерский, который написал хронику Первого крестового похода (1096—1099), рассказывает, что на утро 7 июня 1099 г., крестоносцы достигли вершины Наби-Самуэль, и когда они увидели город Иерусалим, которого они еще никогда не видели, они упали на землю и заплакал от радости; крестоносцы назвали это место «Гора Радости» именно по этой причине.

Крестоносцы построили крепость на месте, которое было разграблено и разрешено мамелюками. Некоторые определяют местоположение гробницы в месте расположения библейского храма в Гаваоне, хотя согласно консенсусу между экспертами гробница находится в деревне эль-Джиб.

В последующих поколениях почти все еврейские паломники упоминают гробницу Шмуэля, ставшую одним из самых популярных и посещаемых святых мест. Также могилу начинают связывать с родителями Шмуэля (Хана и Элькана), а также и с двумя его братьями.

Гробница пророка Самуила, 1900-е
pinterest button Гробница пророка Самуила, 1900-е неизвестен, Public Domain

Ученик Рамбана в 1272 году рассказывает, что «в Раме погребены Шмуэль Рамайский и мать его Хана в одном и том же очень красивом доме. И перед ним – молитвенный дом исмаильтян. И поблизости находится родник, и говорят, что это миква Ханы». Паломники также рассказывают и народных торжествах, устраиваемых тут 28 эйяра, в день смерти Шмуэля.

Рабби Ицхак Альфара пишет в 1441 году:

Рабби Ицхак Латиф, побывавший здесь в 1445 году, повествует:

Время от времени евреи, участвовавшие в этих торжествах, напивались и служили причиной беспорядков. Посему иерусалимские раввины постановили вывесить в синагогах указ, гласящий, что «да не придет пьющий вино на могилу пророка Шмуэля».

Согласно иерусалимскому письму 1454 года, гробница Самуила находилась под управлением еврейской общины, и тут была возведена синагога. В том же письме рассказывается о бедах и расходах, связанных с содержанием

Далее автор письма просит братской помощи, дабы «поддержать дом обитания нашего, и тогда это засчитается вам, будто бы вы принесли жертву всесожжения… и каждую субботу будет помянут и благословен каждый, принявший участие в доме Шмуэля Рамайского, мир с ним».

Также и рабби Мешулам пишет в 1481 году о

По преданию рабби Ицхак Лурия («святой Ари», каббалист из Цфата, XVI век) также признавал гробницу Шмуэля и гробницы его родителей. В книге «Связь отцов и пророков», написанной в 1537 году и изданной в 1659 г., приведен рисунок гробниц Шмуэля и Ханы.

У гробницы
pinterest button У гробницы Tamarah, CC BY-SA 2.5

В еврейских общинах разных стран стало принято собирать особые пожертвования и брать на себя обязательства по содержанию гробницы пророка Шмуэля. В связи с обетами поднимались проблемы, отраженные в средневековой раввинской литературе.

Например, еще в 1180 году спросили Рамбама в Египте:

Португальский паломник-христианин, побывавший в Иерусалиме в 1552 году, рассказывает о посещении гробницы Самуила:

Также английский путешественник, посетивший Иерусалим в 1601 году, рассказывает об особом значении гробницы Шмуэля в жизни евреев и об обычае стричь волосы, как и на горе Мерон у могилы Шимона бар Йохая:

Караимы также совершали паломничество к гробнице Шмуэля. Некий караим Шмуэль Бен-Давид пишет о посещении Рамы в 1641 году:

У караимов были свои особые молитвенные тексты, написанные специально для посещения сей гробницы.

Рабби Гедалия из Семятича повествует в 1706 году:

Специально для посетителей гробницы Шмуэля в 1701 году была издана небольшая книжка цитат из «Зохара», где на титуле значилось: «И это сборник святых изречений, что учат иерусалимские мудрецы и раввины, дополненный свод священных текстов, которые читают после молитвы в пещере, где гробница господина нашего Шмуэля-пророка в Раме, из года в год, изо дня в день...»

Арабы, живущие по соседству с гробницей, принимали участие в обслуживании паломников. Они предоставляли желающим верховых животных, в основном ослов, а в дни праздников устраивали базары и сами принимали участие и еврейских торжествах.

Арабский шейх Мустафа Асад Алькими, посетивший Святую Землю в 1730 году, описывает свое посещение могилы Шмуэля в деревне Рама:

Шейх Мухаммед Альхалили был муфтием Иерусалима и умер в 1734 году.

Современная эпоха

Евреи положили начало основанию деревни на этом месте в 1980 году, и первоначально она называлась Рама в честь библейского дома Шмуэля, затем название меняется на название группы купившей эти земли – «Нахлат Израэль». В течении следующих пяти лет, из-за бюрократических барьеров, различные попытки реализовать план проваливаются, однако в 1895 году, 13 семей йеменских евреев присоединились к группе и весьма преуспели, даже освоив там сельское хозяйство.

Первая Мировая Война

Стратегическое расположение Наби-Самуил сделало его местом сражения во время британской кампании за Синай и Палестину в 1917 году, деревня была сильно повреждена от артиллерийского огня и заброшена. Она была заселена вновь в 1921 году, но различные трудности привели к тому что через несколько лет она снова опустела.

Мечеть, построенная в 1730 году была повреждена в сражении между англичанами и турками в 1917 году. Она был восстановлена во время Первой мировой войны.

После Второй Мировой Войны

Место снова оказалось стратегически значимым в арабо-израильской войне 1948 года и Шестидневной войне 1967 г., и было использовано артиллерией иорданского Арабского легиона для обстрела Иерусалима. В дополнение к тому там была размещена база для нападения на еврейские автоколонны во время гражданской войны в Палестине (1947—1948), при осаде Иерусалима в 1948 году.

Наби-Самуил и окружающие ее археологические раскопки в настоящее время являются частью национального парка. На вершине холма располагается арабская деревня из 20 семей.

Как еврейские, так и мусульманские молитвы проводятся над гробницей. Многие религиозные евреи посещают могилу 28 Ияра, в годовщину смерти Шмуэля Пророка.

Полезная информация

Гробница пророка Самуила (Шмуэля)
ивр. קבר שמואל הנביא‎
транслит. кевер шмуэль ха-нави
араб. النبي صموئيل‎
транслит. ан-наби самуил
англ. Tomb of Samuel

Упоминание в ТАНАХе и Талмуде

В Танахе дважды рассказывается о смерти пророка Самуила (Шмуэля):

  1. «И умер Шмуэль, и собрались все израильтяне, и оплакивали его, и похоронили его в доме его в Раме» (Шм. I, 25:1);
  2. «А Шмуэль умер, и оплакивал его весь Израиль, и похоронили его в Раме, в городе его» (Шм. I, 28:3).

Еврейские мудрецы вопрошают:

«Разве мы не знаем, что Рама – это его город? Это известно из слов, что оплакивал его весь Израиль, подобно тому, как оплакивали его в Раме» (Тосефта Сота, 11:5).

По талмудической традиции Самуил умер 28 ияра 52 лет от роду.

Традиционном местом погребения Самуил считается самая высокая точка Иудейских гор – 885 м над уровнем моря, к северу от Иерусалима в окрестностях Рамот.

Могила почитается за святое место также и мусульманами, и небольшая деревушка поблизости называется так же – Ан-наби Самуэил. Над погребальным комплексом возвышается хорошо просматриваемый с разных точек города минарет. Сама могила располагается в подземной камере, где находится небольшая синагога.

Археологические раскопки

Ицхак Маген проводил археологические раскопки в 1992-2003 гг.

На юго-восточном склоне находится городское поселение, расположенное там начиная с 8-го по 7-й века до нашей эры, и остатки того, что Маген считает Мизрах в Беньямине из Книги Шмуэля.

В противоположность этому, Джеффри Цорн считает, что на этом месте нет никаких остатков построек того периода, в котором жил Самуил, и поэтому это не может быть Мизрах в Беньямине. Выводы Магена были подвергнуты критике за отсутствие доказательств помимо очевидных фактов, на которые он сам намекает:

«Мы не нашли никаких остатков от эпохи Судей ... ни одной структуры или даже стоящей стены из этого периода. Исходя из этого, может возникнуть соблазн сделать вывод, что это место было вообще не занято в то время...»

Однако, если Мизрах в Беньямине была Тель эн-Насбех на шхемской дороге, Ишмаэль, убивший Гдалию не бежал бы в Аммон через Гаваон, расположенный на западе вблизи гробницы Шмуэля, из которого виден Иерусалим.

Кроме того, Иуда Маккавей, готовясь к войне с сирийцами, собрал своих людей "в Массифу, напротив Иерусалима, ибо в Массифе было место молитвы до сих пор в Израиле".

Большой монастырь был построен Византийской империей, правда, от него мало что осталось. Не существует четких доказательств того что это место было местом захоронения Шмуэля, или вообще имеющим религиозное значение до византийских времен. Маген утверждает, что строители монастыря не считали место постройки могилой Шмуэля, считая, что постройка была создана только в качестве мемориала. Писатель пятого века Иероним, например, утверждает, что останки Шмуэля были перенесены в Халкидон, согласно приказу императора Аркадия; это случилось за век до того, как монастырь был построен.

Что посмотреть

  • Действующая синагога и в ней могила пророка Самуила .
  • Мечеть (не действует).
  • Панорама (выход на крышу).
  • Археологические раскопки: жилой квартал из периода Второго Храма, здание, построенное крестоносцами, минарет.
  • Каменоломня, из которой крестоносцы брали строительный материал, а её использовали как ров вокруг крепости.