Мизрахим

Условное название евреев, проживающих и проживавших в странах Ближнего Востока и Северной Африки и выходцев из этих стран в Израиле.

Гробница пророка Иезекииля в Кифеле (Ирак), месту, которое было заселено иракскими евреями, которые изображены на фотографии 1932 г.
pinterest button

Мизрахим включают прежде всего арабских евреев, а также персидских, грузинских, бухарских, горских, индийских и курдистанских евреев.

Исторически термин «мизрахим» возник как перевод арабского «машрикийун (от араб. машрик — восток, место где восходит солнце), которым в арабском мире обозначали жителей его восточной части (Сирия, Ирак, Аравия, Палестина, реже Египет), противопоставляя жителям Магриба («магрибийун»).

Однако в современном Израиле им стали обозначать выходцев из всех арабских и ближневосточных стран, противопоставляя их прежде всего ашкеназам — выходцам из Европы.

Этот термин стал активно использоваться самими активистами-мизрахами в начале 1990-х и с тех пор приобрёл широкую популярность.

Хотя многие мизрахим не используют этот термин, предпочитая обозначать себя непосредственно по стране происхождения: иракские евреи, тунисские евреи, персидские евреи и т. д.

Другим камнем преткновения является вопрос включать ли в состав мизрахим сефардов, осевших после изгнания из Испании в 1492 г. во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Если в одних странах они достаточно быстро слились с местными евреями, в других две группы сохраняли некоторую обособленность.

И тогда местные евреи называли себя «мустаарабим» («арабизированные евреи»), а сефарды называли их «мориски» (термин, аналогичный европейскому «мавры»).

Иногда этот термин употребляют в более узком смысле, обозначая им только арабских евреев, таким образом не включая персидских, горских, курдистанских и других евреев.