Кфир

Кфир — всепогодный многоцелевой истребитель, созданный фирмой IAI на основе добытой разными путями израильской разведкой конструкторской документации Dassault Mirage III с израильской авионикой и производимой в Израиле версией американского двигателя General Electric J79

pinterest button

IAI Кфир известен как пример разработки самолёта, в конструкцию которого входят модернизированный планер хорошо известного боевого самолета (Мираж III и 5) и модернизированная/вновь созданная система вооружения.

Проект Кфир появился, когда в ВВС Израиля появилась потребность адаптировать Dassault Mirage III к специальным требованиям ВВС Израиля (IAF).

Всепогодный истребитель с треугольным крылом Mirage IIICJ был первым сверхзвуковым истребителем, приобретённым Израилем и стал основой ВВС в 1960 гг. вместе с A-4 Skyhawk и F-4 Phantom II. Mirage IIICJ был наиболее эффективен как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но небольшая дальность полета не позволяла его использовать для ударов по наземным целям.

В середине 1960 гг. по заказу Израиля Dassault Aviation начала разработку Mirage 5, дневного истребителя-бомбардировщика на базе Mirage III.

По требованиям Израиля часть новейшего оборудования была убрана и увеличена ёмкость топливных баков и за счёт этого снизилась цена самолета.

В 1968 г. фирма Dassault построила 50 Mirage 5J, оплаченных Израилем, но самолёты не были поставлены Израилю из-за эмбарго на поставки оружия, наложенного правительством Франции в 1967 г.

В Израиле после 1969 г. были построены нелицензионные копии Mirage 5 — самолеты IAI Nesher (Орел) (61 шт), чертежи которых были добыты израильской разведкой.

Модификации

Кфир C.1

Производство серийных потомков Mirage III/5/«Нешер» названных «Кфир» началось в 1975 года.

Первый самолёт поступил в ВВС Израиля на специальной церемонии на заводе IAI в преддверии Дня независимости.

Снаружи «Кфир» похож на «Нешер», за исключением указанных выше отличий в конструкции фюзеляжа.

У «Кфир» появился небольшой зуб на передней кромке крыла для улучшения устойчивости.

Первая модификация «Кфир» получила название «Кфир» C.1. 27 «Кфир» C.1 были изготовлены на IAI , после появилась улучшенная версия самолета.

Кфир C.2

На «Кфир» C.2 были установлены увеличенные по сравнению с C.1 зубья на переднюю кромку крыла.

«Кфир» C.2 появились в 1976 г. и стали первой крупносерийной модификацией.

На основании опыта работы над ранними версиями C.2 получили треугольные аэродинамические поверхности, установленные перед крылом и чуть выше него на воздухозаборниках.

Эти модификации улучшили маневренность, уменьшили взлётную и посадочную дистанцию и улучшили управляемость на низких скоростях.

Все C.2 оснащались катапультируемыми креслами Martin-Baker Mk.10.

Под крыльями и фюзеляжем самолёта устанавливались 7 пилонов для подвески боезапаса.

Носовая часть «Кфир» C.2 подверглась редизайну для размещения новой израильской авионики, включая: Elta EL/M 2001 или 2001B импульсно-допплеровскую самолетную РЛС, систему управления оружием Rafael MAHAT или IAI WDNS-141 , дублированные компьютеры в системе управления самолета, навигационные системы и HUD.

В начале 1981 г. IAI представила двухместную спарку «Кфир» TC.2 , которая могла использоваться как и обычный боевой «Кфир» C.2, учебный самолёт и самолёт радиоэлектронной борьбы (РЭБ) (постановщик помех).

TC.2 легко узнать по удлинённой носовой части, где размещена авионика, место которой позади кабины одноместного Kfir C.2 заняла вторая задняя кабина.

Носовая часть наклонена вперед для улучшения обзора из кабины пилота.

До 1983 г. было всего выпущено 185 «Кфир» C.2 (включая TC.2.)

Кфир C.7

В 1983 г. IAI начала проект модернизации «Кфир» C.2/TC.2 — в «Кфир» C.7/TC.7 с новым двигателем J79-GE-17E , у которого форсажная тяга была увеличена на 4.45 КН.

Кфир C.7 был оснащён новой системой управления HOTAS (переключатели на ручке управления и секторе газа) и новой авионикой : импульсно-допплеровской РЛС Elta EL/M-2021B, станцией постановки помех Elta EL/L-8202. Kfir C.7 мог нести управляемые ракеты.

Были установлены две новые внешние точки подвески ракет(бомб) под воздухозаборниками и их общее количество было доведено до 9.

Была установлена аппаратура дозаправки в воздухе.

Максимальный взлётный вес увеличился на 1540 кг, увеличился радиус действия.

В 1980 гг. Кфир стал специализированным истребителем-бомбардировщиком, задачи завоевания превосходства в воздухе в IAF были возложены на новоприобретенные F-15 и F-16.

Кфир C.10

Кфир C.10 (или Кфир 2000) был разработан в IAI для экспорта и стал последним вариантом Кфир.

У него появилась кабина с улучшенным панорамным обзором, оборудование для дозаправки в воздухе, и новая авионика в удлинённом носовом обтекателе.

В кабине были установлены HOTAS, индикатор на лобовом стекле, два многофункциональных цветных дисплея, можно было использовать шлемы летчика с внутришлемными дисплеями.

Самолетная РЛС Elta EL/M-2032 позволяла использовать самолет против воздушных и наземных целей.

Кфир C.10 мог нести противорадарную ракету RAFAEL Derby и последние варианты ракет воздух-воздух RAFAEL Python с тепловой головкой самонаведения.

В 2006 г. Кфир C.10 были только в ВВС Эквадора под названием Kfir CE.

Полезная информация

Кфир
ивр. כפיר‎
досл. «львёнок»

Разработка

Проектирование самолета началось с секретной операции Моссада.

Агенты добыли конструкторскую документацию французского истребителя Mirage III, которая немедленно была использована IAI для разработки «Кфира».

Первой задачей IAI стал поиск двигателя на замену французскому Atar 09.

Было два варианта — General Electric J79 и Rolls-Royce Spey.

J79 был выбран потому что он использовался на закупленных в 1969 г. Израилем американских истребителях McDonnell Douglas F-4 Phantom II вместе с лицензией на производство J79 в Израиле.

J79 создавал бесфорсажную тягу 49 кН и форсажную 83.4 кН и был более мощным, чем Atar 09.

Для размещения нового двигателя фюзеляж Mirage III был укорочен и утолщён, воздухозаборники увеличены, в месте сопряжения киля с фюзеляжа был установлен заметный третий маленький воздухозаборник для охлаждения форсажной камеры. Двигатель получил титановый теплозащитный экран.

Двухместный Mirage IIIBJ со вписанным в его конструкцию двигателем совершил первый полёт в сентябре 1970 г., за ним последовал модернизированный «Нешер» с двигателем J79, который взлетел в сентябре 1971 г.

Улучшенный прототип под названием «Раам» («Гром») вышел на испытания в июне 1973 г.

У него была полностью переоборудована кабина, поставлено более прочное шасси и большое количество авионики, выпущенной в самом Израиле.

Внутренние топливные баки были увеличены и их ёмкость доведена до 3241 литров.

По неподтвержденным сообщениям некоторые Mirage IIIC с установленными в Израиле двигателями J79 с кодовым именем «Барак» («Молния») принимали участие в войне 1973 г., но существует и другая информация, которая этот факт опровергает.