Наос

Наос — центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.

Гаос церкви Синайского монастыря
pinterest button

С востока к наосу примыкает алтарь — важнейшее помещение храма, где располагается престол и совершается литургия. Алтарь в православных храмах отделён от наоса завесой и иконостасом.

С запада к наосу присоединяется притвор, по-гречески нартекс или пронаос. В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос.

С противоположной стороны к наосу примыкает отделённый стеной опистодом, закрытое помещение для хранения ценностей.

Раннехристианская традиция

В раннехристианских храмах VI—VII в., строившихся в форме базилики, наос имел продольную форму и состоял из нефов. Однако уже в V в. возникли центрические купольные храмы. В них наос мог иметь квадратную, круглую, гранёную или крестообразную форму.

Форма наоса усложнялась обходными галереями и хорами, которые могли огибать помещение со всех сторон, кроме алтаря.

Византия

В зрелом византийском искусстве с IX в. повсеместно распространённым стал крестово-купольный тип храма.

В нём наос имел квадратную или близкую к квадратной форму.

В наосе располагались четыре колонны, поддерживавшие арки, своды и купол.

Наос церкви первенства св. Петра в Галилее.
pinterest button Наос церкви первенства св. Петра в Галилее.

Существовали храмы без несущих опор в интерьере. В них углы квадратного наоса перекрывались тромпами, поддерживавшими широкий купол.

Существовали храмы с наосом в форме креста или трёх-четырёх листника. Последние принято называть триконхи и тетраконхи, так как их полукруглые торцы перекрывались полукуполами-конхами. Этот архитектурный тип широко распространился в архитектуре Армении и Грузии. В Сербии боковые части таких храмов принято называть певницами.

XIX–XX века

В конце XIX начале XX в. строится много церквей и соборов с повторением многих форм византийской архитектуры.

В них пространство наоса вновь получило сложную и выразительную форму.

Полезная информация

Нао́с
от греч. ναός — храм, святилище

Нао́с

от греч. ναός — храм, святилище

Русская традиция

В древнерусской архитектуре распространился тип храма со столбами-опорами (сменившими византийские колонны).

Наосы русских храмов XI—XIII вв. имели прямоугольную форму и делились столбами на 3 или 5 нефов. С запада обыкновенно были хоры, а расположенные под ними компартименты выделялись как нартекс. Этот тип храма просуществовал на протяжении всего древнерусского искусства. Только с XIV—XV веков в храмах исчезают хоры.

В XVI—XVII вв. распространились бесстолпные храмы, перекрытые шатром, крестообразным или сомкнутым сводами. Наос в них приобрёл предельно простую прямоугольную форму. По бокам к наосу часто примыкали приделы — малые храмы, имевшие схожую форму. С запада к наосу стала примыкать низкая продольная часть, так называемая трапезная.

Во многих более поздних церквях XVIII—XIX вв. интерьеры приделов и трапезной слились воедино, разделяясь только столпами. Интересные формы наоса встречаются в русских храмах периода барокко и классицизма. Встречаются храмы в стиле классицизм круглой формы, то есть ротонды.

В середине второй половине XIX в. в период эклектики возрождаются некоторые формы русских храмов XVII в. и более ранних.

В конце XIX начале XX в. строится много церквей и соборов с повторением многих форм византийской архитектуры. В них пространство наоса вновь получило сложную и выразительную форму.