Конфликт у берегов Газы (1)

Конфликт с 30 на 31 мая 2010 г., между ЦАХАЛ и активистами «Флотилии свободы», когда 6 судов флотилии подошли к берегам Израиля, пытаясь прорвать израильскую блокаду Сектора Газа.

«Мави Мармара»  на выходе из турецкого порта Анталья
pinterest button

Конфликт у берегов Газы — конфликт, начавшийся в ночь с 30 на 31 мая 2010 года, между Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ) и активистами «Флотилии свободы» (араб. أسطول الحرية, (англ. Gaza Freedom Flotilla), в тот момент когда шесть судов флотилии подошли к берегам Израиля, пытаясь прорвать израильскую блокаду сектора Газа и была задержана израильским пограничным спецназом.

На трех пассажирских и трех грузовых кораблях находилось около 700 активистов и около 10 тысяч тонн гуманитарных грузов (лекарств, продовольствия и стройматериалов) для жителей сектора Газа.

В ночь с 30 на 31 мая 2010 года, конвой был остановлен военно-морскими силами Израиля в международных нейтральных водах вблизи границ Израиля при попытке проникновения в закрытую военную зону.

Капитанам судов было предложено принять на борт досмотровую группу и поменять курс на порт города Ашдод.

Израильской досмотровой группе спецназа пассажирами корабля «Мави Мармара» было оказано сопротивление. В результате боя были убиты по разным данным 9 и ранены около 30 пассажиров, ранения так же получили 10-15 израильских солдат.

Официальные органы Израиля и организаторы «Флотилии свободы» обвиняют друг друга в эскалации напряжённости и завязыванию боя с использованием огнестрельного оружия, приведшего к человеческим жертвам. Израильская сторона утверждает, что её солдаты открыли огонь только в порядке самообороны от вооружённого нападения, причём на корабле заранее было подготовлено оружие.

Активисты «Флотилии свободы» утверждают, что были вынуждены обороняться от открывших огонь по гражданскому судну с безоружными людьми израильтян, используя только подручные средства. На отсутствии огнестрельного оружия на борту в момент отправления судна также настаивают турецкие пограничники.

Остальные корабли «Флотилии свободы» не оказали сопротивления и были захвачены без жертв. Все корабли были препровождены под охраной в ашдодский порт, где на следующий день часть активистов была выслана за пределы Израиля, а отказавшиеся покинуть Израиль — арестованы и депортированы из Израиля в последующие несколько дней.

Инцидент вызвал существенное осложнение ситуации на Ближнем Востоке, ожесточённые споры о законности и правомерности предпринятых Израилем и организаторами «Флотилии свободы» действий, жёсткую реакцию внешнеполитических министерств многих стран и ООН, многочисленные акции протеста по всему миру.

Предыстория

Флотилия была организована по инициативе турецкого комитета по правам человека и по оказанию гуманитарной помощи IHH (англ.), и организации Free Gaza Movement (англ.). Free Gaza Movement организовала с 2007 г. восемь попыток прорыва блокады сектора Газы, пять конвоев были пропущены Израилем, но с операции «Литой свинец» все корабли задерживались.

28 мая 2010 г., за день до отхода флотилии, израильские официальные лица заявляли, что не пропустят без досмотра флотилию в ведущий боевые действия с Израилем сектор Газа. МИД Израиля утверждал, что прорыв блокады привел бы в дальнейшем к неконтролируемым поставкам оружия движению ХАМАС.

Предлагалось несколько решений данного вопроса, в том числе передача гуманитарного груза в сектор Газа после досмотра пограничной службой Израиля и фильтрации запрещённых Израилем для провоза в сектор Газа по соображениям безопасности некоторых товаров, например, цемента,).

Но организаторы флотилии не согласились на эти предложения. Еще 27 мая, Грета Берлин, одна из организаторов рейда, заявила, что «Целью данной миссии является не столько доставка гуманитарной помощи, сколько прорыв израильской осады 1,5 млн. палестинцев».

Караван судов с грузом гуманитарной помощи вышел из портов Турции 29 мая 2010 г.

На борту кораблей находились, помимо прочих, депутаты Европарламента, лауреат Нобелевской премии мира 1976 г. Мейрид Корриган (Северная Ирландия), два депутата германского Бундестага, известный шведский писатель Хеннинг Манкелл, бывший архиепископ греко-католической церкви Илларион Капуччи и другие.

Организаторы флотилии

Одной из организаций, подготовивших флотилию и проводивших конвой, была турецкая «İnsan Hak ve Hürriyetleri İnsani Yardım Vakfı» (Благотворительный фонд прав и свобод человека) или (IHH) — международная мусульманская неправительственная организация, основанная в 1992 г. и официально зарегистрированная в Стамбуле в 1995 г.

В 1996 г. данная организация была определена ЦРУ как «радикальная». В докладе ЦРУ отмечались её связи с экстремистскими группировками в Иране и Алжире. Датский институт международных исследований в 2006 г. публиковал информацию о том, что IHH в 1990-е  была тесно связана с «Аль-Каидой».

В 1997 г. активисты этой организации были арестованы турецкой полицией за закупку оружия предназначавшегося, согласно захваченным документам, для афганских и чеченских террористов.

Подготовка к силовому противодействию

Со стороны активистов

Как свидетельствуют видеоматериалы, представленные пресс-службой ЦАХАЛ, пассажиры корабля начали собираться на палубе, вооружаться подручными средствами (металлическими стержнями, палками и разбитыми бутылками), надевать спасательные жилеты и противогазы, когда израильские военные приблизились к кораблю, но ещё не высадились на него.

Согласно израильским источникам, часть пассажиров «Мави Мармара» была организована и заранее готовилась к противодействию — была подготовлена специальная группа активистов численостью около 100 человек, которая имела иерархическую структуру и организованно обороняла корабль, во время плавания на корабле проводились учения.

Каждый член этой группы имел в своём распоряжении стальной прут, нож или цепь, был снабжен противогазом или респиратором, у некоторых имелись бронежилеты и приборы ночного видения.

В интервью для «Аль-Джазира» одна участница рейда заявила: «Нам светит один из двух благоприятных исходов: мы или станем мучениками, или достигнем Газы.» В видео-заявлениях, предоставленных АОИ, некоторые из активистов флотилии объявляли о своем намерении стать «шахидами».

Согласно радиостанции «Решет Бет», двое миротворцев оставили заранее подготовленные видео-послания сходные с теми, которые оставляют смертники перед совершением терактов. Семьи двоих из убитых активистов заявили турецким СМИ, что их погибшие родственники хотели стать шахидами.

28 мая, за два дня до столкновения, организация Gaza Freedom March заявила, что: «Силовой ответ Израиля вдохнет новую жизнь в движение Палестинской солидарности и привлечет внимание к блокаде.»

Со стороны ЦАХАЛ

Правительство Израиля заявило, что не допустит нарушения флотилией морской блокады Газы.

Журналист Макс Блюменталь опубликовал статью, в которой выдвигает версию, что Израиль заранее готовился к насильственному захвату кораблей в случае сопротивления со стороны участников. По его мнению, налет был спланирован израильскими военными за неделю до событий, и лично одобрен премьер-министром Биньямином Нетаньяху и министром обороны Эхудом Бараком, а спецназовцам израильской армии была поставлена задача проведения миссии и характер операции был известен задолго до нападения.

По его мнению, подобный «Рембо»-стиль планирования операции делал убийство активистов высоковероятным или вовсе неизбежным; опубликование планов применения насилия вызывало у солдат и общественного мнения Израиля лихорадочный образ стычки в стиле «убей или будь убитым»; планирование поиска взрывчатых веществ предзнаменовало пропагандистскую кампанию ЦАХАЛ.

«Избранные кадры с «флотилии Газы» — хроника насилия»