Конфликт у берегов Газы (4)

Конфликт с 30 на 31 мая 2010 г., между ЦАХАЛ и активистами «Флотилии свободы», когда 6 судов флотилии подошли к берегам Израиля, пытаясь прорвать израильскую блокаду Сектора Газа.

Места конфликта у берегов Газы. 31 мая 2010 г. Картографическая база Open Street Maps
pinterest button

Мнения о незаконности захвата

Развёрнутый комментарий с оценкой правомочности действий израильской стороны дал на своём сайте бывший посол и специалист по морскому праву при МИД Великобритании Крэйг Мюррей (Craig Murray):

«…Этот акт стоит рассматривать скорее как проявление незаконных военных действий. C правовой точки зрения здесь возможны только два варианта. Первый: израильский спецназ убил находившихся на корабле активистов согласно приказам своего правительства. В таком случае, Израиль находится в состоянии войны с Турцией, и произошедший инцидент попадает под категорию военных преступлений. И второй: если убийства не были санкционированы израильской стороной, то эти события квалифицируются как убийства, совершённые в сфере действия турецкой юрисдикции. В случае, если Израиль не считает себя находящимся в состоянии войны с Турцией, он обязан передать виновных в убийстве спецназовцев турецкой стороне для проведения над ними суда согласно турецким законам».

Робин Черчилль, профессор международного права Университета Данди в Шотландии, заявил, что израильские военные атаковали борт судна за пределами территориальных вод Израиля. «Насколько я могу судить, не существует никакой правовой основы для высадки на эти суда», сказал Черчилл.

Группа юристов, в том числе Авигдор Фельдман (один из основателей организации Бецелем), Ифтах Коэн, Итамар Манн и Омер Шац обратилась в Верховный суд Израиля (БАГАЦ), заявив, что Израиль нарушил Конвенцию ООН по морскому праву, захватив суда в международных водах.

3 июня 2010 года БАГАЦ отклонил все иски, поданные по делу о задержании флотилии, решив счел, что «нет оснований для осуждения действий военного и политического руководства». Суд также отметил, что «левые организации поторопились выдвинуть иск против военных, не удосужившись изучить все обстоятельства, а также осудил их за грубые формулировки в адрес солдат».

Согласно опубликованному официальному заявлению МИД России, «использование оружия против гражданских лиц и задержание судов в открытом море без каких-либо правовых оснований являются грубым нарушением общепринятых международно-правовых норм».

Журналист телеканала ABC Бен Сол, отвечая на ссылки израильской стороны на «Меморандум Сан-Ремо» (см. ниже), напоминает, что статья 102 того же меморандума запрещает введение морской блокады в случаях, когда ущерб гражданскому населению чрезмерно высок по сравнению с прямой военной выгодой, которая ожидается от введения блокады.

Лидеры активистов сказали, что так как корабли находились в международных водах, то «даже если бы мы использовали оружие, отказавшись от принципа ненасилия, то все равно были бы правы, так как защищались от израильского пиратства».

Мнения о законности захвата

Вице-президент США Джо Байден заявил в своём выступлении по телевидению, что Израиль имел право не допускать флотилию в сектор Газы и защищать себя и свои жизненные интересы.

Робби Сабель, бывший советник по правовым вопросам Министерства иностранных дел Израиля, полагает, что правительство заявит, что захват судна был актом исполнительной власти, и Верховный суд не вправе вмешиваться в данном случае. Сабель также заявил, что «Израиль считает сектор Газа вражеской территорией в направленном против Израиля вооруженном конфликте против него, и что Конвенция ООН по морскому праву не применима в случае вооруженного конфликта».

При этом, он отметил, что многие эксперты в юриспруденции вооруженных конфликтов считают морскую блокаду в нейтральных водах законной операцией, и что существует достаточное количество примеров того, как многие страны использовали военно-морскую блокаду в международных водах, и их действия не были объявлены незаконными.

Марк Регев, пресс-секретарь премьер-министра Израиля, в обоснование проведения операции ссылается на «Меморандум Сан-Ремо», регулирующий вопросы международного права в вооруженных конфликтах на море (1994) : «… в п. 67 (а) меморандума говорится, что вы имеете право перехватить судно, намеревающееся проникнуть в блокированный район еще до достижения им района блокады, если вы предупредили его заранее, что мы и сделали не один раз. В ответ, организаторы рейда открыто заявили, что их целью является прорыв блокады, которую они открыто выразили, в нарушении блокады — установленной для защиты израильских граждан (от обстрелов).»

Кроме того, п.60 (e) «Меморандума Сан-Ремо» устанавливает, что в случае отказа торгового судна остановиться или активного сопротивления досмотра и установлению контроля делает его легитимной военной целью. В п. 47© также говорится, что суда, участвующие в гуманитарных миссиях и перевозке грузов, необходимых для выживания гражданского населения, освобождаются от нападения, при условии, они действуют на основе «соглашения между воюющими сторонами».

Президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока Евгений Сатановский считает что реакция Израиля «вполне правомерна». По его мнению, это политтехнологическая игра премьер-министра Турции и турецких политиков, а не гуманитарная операция. Он напомнил, что: «Эта ситуация ничем не отличается от побоища, в котором участвовала та же самая гуманитарная организация, на территории Египта, после которой президент Египетской республики Мубарак объявил, что никто никогда больше, через египетскую территорию в сектор Газа никаких гуманитарных грузов не повезет.»

Доктор наук, адвокат Тали Тамарин рассматривает законность применения силы Израилем с точки зрения правоведа.

В своих подробных комментариях во время телевизионного интервью адвокат Алекс Шмерлинг подтвердил правомочность действий Израиля по предотвращению попытки прорыва морской блокады сектора Газа.

Согласно агентству Reuters, Израиль имел законные основания как для объявления военной блокады, так и для задержания флотилии в нейтральных водах.

«Насильственные действия пассажиров «Mavi Marmara» против солдат, пытающихся высадиться на судне»


Дата начала: 30 мая 2010

Дата окончания: 31 мая 2010

Период 2010-е годы, захват "Флотилии свободы"