Архимандрит Антонин (Капустин)

Всего архимандритом Антонином было куплено и законно оформлено 13 участков, площадью около 425 тыс. кв. м, стоимостью до миллиона рублей золотом.

Церковь Вознесения, Елеонский женский монастырь
pinterest button

Архимандрит Антонин (12 августа 1817, с. Батурино Шадринского уезда Пермской губернии — 24 марта 1894, Иерусалим) — священнослужитель Русской православной церкви, ученый-византинист, начальник Русской Духовной Миссии на Святой земле (1865—1894).

За многолетние труды архимандрит Антонин был избран в разное время почётным членом Императорского Православного Палестинского Общества, почётным членом Императорского археологического общества, Одесского общества истории и древностей, Афинского археологического общества, Немецкого восточного археологического общества и др.

Награждён орденами Святого Владимира второй степени, Святой Анны первой степени.

Детство и юность

Андрей Капустин (архимандрит Антонин) происходил из семьи священнослужителей. Грамоте его обучал отец по Псалтири, а в 1826 г.

Андрей ушел учиться в Далматовское духовное училище при Далматовском Успенско-Исетском мужском монастыре.  Закончив его через 5 лет, в 1831 г. Андрей поступил в Пермскую Духовную семинарию.

В 1836 г. семинарист Капустин перевелся в Екатеринославскую Духовную семинарию, ректором которой был его дядя Иона (магистр Московской Духовной академии).

Оттуда в 1839 г. он получил назначение в Киевскую Духовную Академию. После окончания в 1843 г. его определяют учителем немецкого языка.

После принятия монашества

7 ноября 1845 году Андрей принял монашеский постриг, в пещерах митрополитом Киевским Филаретом и получил имя Антонин в честь празднуемого в тот день мученика Антонина. За тем последовало рукоположение во иеродиакона и священника. Некоторое время иеромонах преподавал в Академии обличительное богословие и библейскую герменевтику.

В 1850 году он получил должность настоятеля при Афинской Миссии, где на протяжении 3-х лет изучал древние христианские надписи и Парфенон.

В 1859 году, митрополит Московский Филарет (Дроздов), рекомендовал Синоду перевести его в Константинополь на настоятельское место. Архимандриту Антонину было поручено заниматься болгаро-униатским вопросом, выполнять некоторые поручения Синода в связи со вступлением на Вселенский престол патриарха Софрония и продолжить изучение Синайского кодекса Библии.

На Святой земле

В 1865 году он был командирован в Иерусалим в качестве следователя и временно заведующего Русской Духовной Миссией после вынужденного ухода архимандрита Леонида (Кавелина). А в 1869 году, по ходатайству патриарха Кирилла, архимандрит Антонин был утвержден в должности Начальника Миссии.

За время пребывания в должности архимандрит Антонин оказывал массу услуг прибывавшим из России паломникам, а также способствовал приобретению православных святынь в собственность Российской империи. Поскольку закон Османской империи разрешал приобретение земли в собственность только частным лицам, поданным Порты, в качестве покупателя выступал драгоман Миссии Якуб Халеби.

Помимо выполнения служебных обязанностей отец Антонин занимался археологией и астрономией, нумизматикой, до глубокой старости писал стихи и рисовал.

В 1883 г. при его участии были произведены раскопки около Храма Гроба Господня, в результате чего были открыты остаток стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат. На этом месте позднее было построено Александровское подворье с церковью Святого Александра Невского.

Он совершил ещё несколько археологических раскопок и устроил в Иерусалиме при миссии музей христианских древностей.

Приобретенные участки

В 1869 году при содействии архимандрита Антонина был приобретён Мамврийский дуб, а чуть позднее были выкуплены близлежащие земли (около 72 355 м²). 12 июня 1869 года начальник миссии совершил первую Божественную литургию на месте явления Святой Троицы Аврааму. В 1870 году была приобретена вершина Елеонской горы.

Тогда же было приобретено самое большое владение Российской Империя на Святой земле в Эйн Кареме.

В те же годы (1869 году) Капустин приобрел имение около Яффы по дороге в Иерусалим — место погребения святой Тавифы, где была прострена Церковь апостола Петра. Подворье для отдыха паломников было также приобретено в Тивериаде.

В Бейт-Джале Антонин выкупил два владения, на одном из которых была основана школа для девочек и женская учительская семинария.

В Гефсимании им было удачно приобретено место, где по желанию царской семьи была построена церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины.

Всего архимандритом Антонином было куплено и законно оформлено 13 участков, площадью около 425 000 м², стоимостью до миллиона рублей золотом.

Антонин завакуфил свою недвижимость (то есть собственность не подлежит продаже, обмену или другим операциям, ведущим к отчуждению их до смерти Антонина, а затем переходят во владение Синода; если же Синод перестанет существовать, то земли эти делаются достоянием всех православных русских людей, а если и они исчезнут, то земли поступают в распоряжение Иерусалимского кадия.

Наследие

Скончался палестинский труженик 24 марта 1894 г. после 29 лет неустанных трудов на пользу Православия в Святой Земле. Похоронен Антонин в построенном им соборе Вознесения Господня на Елеонской горе в Русском Вознесенском монастырере.

Архимандрит Киприан (Керн) так пишет о кончине о. Антонина:

Годы жизни: 12 августа 1817-24 марта 1894

Полезная информация

архимандрит Антонин (Капустин)
в миру — Андрей Иванович Капустин

Литературная деятельность

При жизни Антонин Капустин печатался в «Трудах Киевской духовной академии», «Воскресном Чтении», «Духовной Беседе», «Душеполезном Чтении», «Церковном Вестнике», Христианском Чтении". Важным источником о деятельности русской духовной миссии в Палестине является личный дневника (30 томов), озаглавленный «Повесть временных лет», в котором Антонин на протяжении тридцати лет, начиная с 1841 года.

Изданные при жизни и посмертно сочинения

  • Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие особенно чествуемые дни постной и цветной Триоди. (А. А.). Киев, 1850, т. 1. Ч. 1. 2-е изд., испр. Ч. 2, в 2-х кн. М., 1867.
  • О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874.
  • Пять дней на св. Земле и в Иерусалиме. М., 1866.
  • Из записок синайского богомольца. Киев, 1872.
  • Поездка по Румелии. СПб., 1879.
  • Из Румелии. СПб., 1886.
  • Заметки поклонника св. Горы. // «ТКДА». 1860, кн. 1; 1861. № 2, II, 12; 1862. № 5-6; 1863. № 1, 4-5, 7.
  • От Босфора до Яффы. // «ТКДА». 1869. № 3-5.
  • 26-е января 1868 г.: (В лавре св. Саввы). // «ТКДА». 1868. № 4.
  • Христианские древности в Греции. СПб., 1854.
  • Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме. СПб., 1884.
  • Древний канонарь синайской библиотеки. // «ТКДА». 1874. № 5-6; Киев. 1874.
  • Седмица страстей Христовых. Киев, 1850. — написана в стихах во время обучения в семинарии
  • Фараон, Моисей и Исход. // «ТКДА». 1875. № 11-12.
  • Мучение св. Домны… . // «ТКДА». 1889. № 1.
  • Св. Николай, еп. Пинарский и архим. Сионский… . // «ТКДА». 1869. № 6.
  • Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию. // «ТКДА». 1870. № 5.
  • Св. преподобномученица Сусанна Палестинская. // «ТКДА». 1877. № 2.
  • Пять дней на Святой Земле. М.: Индрик, 2007. 256 с.