Темплеры

Лютеранская секта, состоявшая из выходцев из Германии.

Германская колония в Хайфе
pinterest button

Разрыв с официальной церковью привел к основанию в 1862 г. «Der Deutsche Tempel» — религиозной независимой организации.

С 1860-х по 1930-е темплеры создавали колонии в Палестине.

В 1939 г. частично депортированы из Палестины британскими властями как граждане нацистской Германии, а после образования Израиля оставшиеся палестинские темплеры депортированы из-за прежних связей с нацистским режимом.

В настоящее время проживают в основном в Австралии и Германии.

Начало XX в.

После визита кайзера Вильгельма в Палестину в 1898 г., во время которого он встречался в том числе и с темплерами, с монаршего благословения было основано Общество поддержки немецких поселений в Палестине со стартовым капиталом свыше 128 тысяч марок.

В 1902 г. было основано новое поселение темплеров, Вильгельма близ Лода. В него переселились семьи темплеров и меннонитов с Кавказа.

В 1906 г. основано поселение Вифлеем Галилейский (Бейт-Лехем ха-Глилит).

Исследователи сходятся во мнении, что методы хозяйствования, технология и поселенческая тактика темплеров оказали влияние на параллельную практику сионистских поселений того периода в Палестине; более того, даже в городах влияние темплерской культуры было ощутимо, как, например, в Хайфе, где улицы были специально расширены для проезда гужевого транспорта и автомобилей.

В 1885 г. темплер Готлиб Шумахер был назначен местными властями главным инженером района Акры и выдвинул целый ряд планов (порт в Хайфе, мост через реку Кишон, железнодорожное сообщение с Дамаском и другие), лишь немногие из которых были осуществлены в его время. Шумахер был автором первого городского плана Зихрон-Яакова, а другой инженер-темплер, Теодор Зандель, — плана Петах-Тиквы.

Благодаря темплерам за рубежом стали популярны яффские апельсины.

Темплеры также наладили выпуск мыла из оливкового масла, и «мыло из Святой Земли» также стало известным за границей брендом.

Темплеры первыми в Палестине начали разводить коров. Сионистский деятель Артур Руппин в начале века, сравнивая еврейские хозяйства с темплерскими, зявил, что евреи не станут настоящими фермерами, пока еврейки не научатся доить коров.

В 1917 г. британские войска заняли Палестину. Свыше 800 немцев-темплеров были интернированы до конца войны в Хелуане (Египет) как подданные враждебной державы.

В 1919 г. около 300 из них вернулись в Германию, а в 1920 г. Великобритания согласилась на возвращение оставшихся темплеров в Палестину. Мандатные власти в Палестине выплатили поселенцам компенсацию в размере 50% от стоимости погибшего скота и потерянного имущества.

Британский мандат

В 1924 г. в Яффе основан Банк Общества Храма (англ. Bank of the Temple Society Ltd) с филиалами в Иерусалиме и Хайфе.

Со временем банк стал одной из ведущих кредитных организаций в Палестине.

В 1928 г. в Иерусалиме открылась высшая школа, готовящая учеников к поступлению в германские университеты. Связи с Германией продолжали укрепляться, и в 1932 г. в Штутгарте был открыт Темплерский Клуб.

В это же время была основана ячейка Национал-социалистической партии в Хайфе; её основателем стал хайфский архитектор Карл Руфф.

На домах и автомобилях темплеров начинают появляться свастики. В 1934 г. темплеры принимают решение не сдавать жильё евреям и начинают приветствовать друг друга нацистским салютом.

В дальнейшем темплеры перестают принимать евреев на работу, а предпринимателям-темплерам рекомендуется расторгать контракты с еврейскими коммерсантами.

В 1935 г. в Палестине насчитывалось 250 членов нацистской партии, а к 1938 г. их число достигло 330, что составляло 17% от общего числа палестинских немцев.

В ячейках Яффы, Сароны и Вальхаллы насчитывалось 113 членов. Немецкая молодёжь в Палестине вступала в ряды Союза немецких девушек и Гитлерюгенда. Среди старшего поколения темплеров увлечение национал-социализмом не всеми одобрялось, а в центральной газете организации была опубликована критическая статья об этой идеологии, с точки зрения автора статьи фактически являвшейся идолопоклонством.

Вторая мировая война

За несколько дней до начала войны молодые мужчины из числа темплеров, бывшие гражданами Германии, были призваны в германскую армию и покинули Палестину.

В начале Второй мировой войны оставшиеся палестинские темплеры были интернированы британскими властями как граждане Германии.

Часть темплеров была отправлена в лагерь в Атлите, а молодые мужчины с семьями были депортированы в Австралию, в лагерь для перемещённых лиц близ города Татура.

За время войны были совершены три обмена гражданских лиц, в ходе которых часть палестинских темплеров была переправлена в Германию в обмен на евреев из германских концлагерей, имевших палестинские паспорта. Обмен при этом был неравным, и число немецких граждан, возвращённых в Германию, было значительно выше, чем число евреев, вернувшихся в Палестину.

В 1941 г. в восточные районы СССР в связи с наступлением вермахта на юге страны были депортированы кавказские немцы, в том числе остатки темплеров, проживавшие в селе Ольгино.

После Второй мировой войны

После конца войны темплерам в Австралии было разрешено покинуть лагерь в Татуре, и в 1947 г. в Мельбурне начинает работать штаб-квартира Общества Храма в Австралии.

В Палестине отношение к оставшимся темплерам было враждебным. 22 марта 1946 г. был убит последний мэр Сароны, Готлиф Вагнер.

Машину Вагнера остановили на дороге, его вытащили из машины и застрелили в упор. Остальных пассажиров машины не тронули.

В апреле 1948 г. еврейские боевики атаковали поселение Вальдхайм в Галилее, убив двоих жителей и ранив ещё одного.

После образования государства Израиль оставшимся палестинским темплерам, чьи связи с нацистами ешё были свежи в памяти, было предложено покинуть пределы страны. 49 человек были отправлены в Германию, свыше двухсот выбрали Австралию, куда и прибыли в 1949 г.

В 1950 г. австралийская ветвь организации официально становится центральной, вместо ликвидированной палестинской.

В 1953 г. в Австралии насчитывалось свыше 1200 темплеров. Темплерское поселение Вальдхайм было переименовано в Алоней-Абба в честь сионистского деятеля Аббы Бардичева, члена британской диверсионной группы, схваченного немцами на оккупированной территории и казнённого в Маутхаузене.

В Вильгельму были переселены евреи, эвакуированные из мошава Атарот, расположенного между Иерусалимом и Рамаллой и захваченного арабскими формированиями в ходе войны 1947—49 гг.; поселение получило новое название, Бней-Атарот (русск. дети Атарот).

На месте Сароны сначала располагался британский военный лагерь, а позже, в израильский период, там разместился комплекс правительственных зданий Кирья.

Впоследствии правительство Израиля централизованно выплатило темплерам компенсацию за национализированное имущество, включая землю в Сароне и Яффе, в размере 54 млн. бундесмарок.

Меннонитско-темплерские общины существуют также в Германии, Австрии и Канаде (в последнем случае это потомки выходцев из России, эмигрировавших до Первой мировой войны).

В 2010 г. Общество Храма включало две основных конгрегации, одна в Австралии, другая в Германии с центром в Штутгарте, с общим председателем.

Полезная информация

Те́мплеры
от нем. Tempel
русс. пр. «темпель» — храм
нем. Tempelgesellschaft
досл. «Храмовое общество»
известны также как Общество друзей Иерусалима
нем. Jerusalemfreunde

Возникновение и первые годы деятельности

«Храмовое общество» было основано 19 июня 1861 г. лютеранским священником Кристофом Хофманом (1815—85), который выдвинул идею о создании нового народа нем.

Das Volk Gottes (русс.пр. «фолькготтес») — «Народ Бога», которые будут следовать основным ценностям христианства и в основе идеологии которых лежит семья и община, способные положить конец экономическим и общественным раздорам.

Идеология темплеров восходит к пиетизму, течению внутри лютеранства, видным деятелем которого был отец Кристофа Хофмана, Готлиб. От Готлиба Кристоф почерпнул идею Царства Божьего на Земле.

Кристоф Хоффман призвал всех истинных верующих «выйти из Вавилона», а позже развил эту идею, призывая переселяться в Палестину, где надлежит построить Храм Божий (Сайт Общества темплеров в Австралии подчёркивает, что имелось в виду не здание, а библейский образ человечества как духовного храма Христа на Земле).

Ещё в 1854 г. Хоффман-младший начал издавать газету «Süddeutsche Warte» (с 1877 г. «Warte des Tempels»), где публиковал призывы к «детям Божьим» собираться в Иерусалиме.

Хоффман с единомышленниками основал школу под Марбахом (Вюртемберг).

В 1858 г. делегация группы Хоффмана отправилась в Палестину, чтобы оценить возможности создания поселений, а в 1860 г. в Палестину были направлены пять первых поселенцев.

В 1866 г. было основано поселение близ Назарета, а в 1869 г. колония в Хайфе. Среди созданных позже поселений были Сарона, на территории современного Тель-Авива, и Вальхалла, на территории Яффы.

В 1878 г. штаб-квартира Общества и школа «Lyceum Tempelstift» перенесены в Иерусалим. Кристоф Хоффман оставался лидером движения до своей смерти в 1885 г., его сменил Кристоф Паулюс, а в 1890 г. движение возглавил сын Хоффмана, тоже Кристоф.

Идеология темплеров быстро отошла от пиетистских истоков, превратившись в гуманистическо-рационалистическое учение.

Ещё в 1859 г. Хоффман и его последователи были отлучены от евангелической церкви. В 1877—82 гг. Хоффман опубликовал серию из пяти посланий, в которых подвергал критике доктрины Троицы, предсуществования Христа, примирения и оправдания с рационалистических позиций, что привело к разрыву между ним и рядом его бывших соратников. Тем не менее от общехристианских идей и стремления к праведной жизни темплеры не отказались.

С 1893 по 1897 год также существовал раскол внутри самого темплерского движения: отколовшаяся группа «свободных темплеров» из Хайфы разошлась с главной частью движения в вопросах о его целях и задачах.

Одной из высших ценностей, по словам современника, возведённой в религиозный принцип, для Друзей Иерусалима в это время является хорошее образование, и они постоянно изыскивают средства для открытия новых школ и училищ.