Святыни Русского Севера: Церковь Сретения Господня

Богат наш северный край величайшими духовными святынями. Это всемирно известные острова Валаам, Кижи, Соловки… Тысячи паломников со всех концов света ежегодно приезжают в эти святые места с трепетным чувством восхищения. Но даже жители Карелии мало что знают об уникальной достопримечательности самого города Петрозаводска – старинном каменном храме Сретения Господня.В микрорайоне «Соломенное» он возвышается на берегу […]

Церковь Сретения Господня

Богат наш северный край величайшими духовными святынями. Это всемирно известные острова Валаам, Кижи, Соловки… Тысячи паломников со всех концов света ежегодно приезжают в эти святые места с трепетным чувством восхищения. Но даже жители Карелии мало что знают об уникальной достопримечательности самого города Петрозаводска – старинном каменном храме Сретения Господня.

В микрорайоне «Соломенное» он возвышается на берегу залива Онежского озера на одной из самых красивых скал Карелии. Этот величественный храм, восстановленный к 300-летнему юбилею города усилиями Петрозаводской епархии, властей республики и города, виден даже со стороны главной городской набережной.

В старину Сретенский храм возник не пустом месте, а стал продолжением истории древней Соломенской мужской пустыни, основанной в XVI веке на водном пути, ведшем «из варяг в греки», у пролива между двух озер – Логмозером и Онегой. На местном наречии слово «пролив» звучит как салмень, отсюда и название пустыни и одноименного села – Соломенское (или Салменское). Строителем пустыни 400 лет назад был старец Кассиан с братией. Когда трудолюбивые и боголюбивые монахи начали строить храмы и келии, не было рядом тогда ни самого города Петрозаводска, ни селений. Вокруг шумел только вековечный лес.

В 1589 году в пустыни был построен и освящен деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла, а через 7 лет Великий Князь Федор Иоаннович выдал монахам грамоту на владение землей. Только через более 150 лет, в 1764 году, монастырь был упразднен указом Екатерины II. И хотя обветшавший к этому времени деревянный Петропавловский храм стал приходским, а вскоре и вовсе сгорел, верующим народом он не был забыт.

В 1797 году именитый санкт-петербургский купец Илья Кононов, по духовному завещанию своего отца, петрозаводского купца Якова Кононова, на месте сгоревшего старинного храма строит новый – каменный, и в июле восстановленный Петропавловский храм был уже освящен. Два придела в новой церкви были устроены в честь Ангелов купца Илии и его жены Анны – во имя праздника Зачатия Праведной Анны и во имя пророка Илии.

При богоборческой советской власти каменная церковь в середине 40-х годов ХХ века была закрыта и разграблена. Но во время оккупации Петрозаводска в 1942 – 1944 гг. ее вновь открыли финны, чтобы прислать сюда своего священника. В 1947 году Петропавловский храм был, наконец, возвращен тому, кому он принадлежал по праву – Русской Православной Церкви. А в начале 70-х годов ХХ века его, по произволу властей, вновь закрыли. И только 12 июля 2007 года от церкви Сретения Господня до церкви Первоверховных апостолов Петра и Павла (ныне здесь размещен детский сад) был совершен Крестный ход.

Но вернемся к истории еще одной церкви Соломенного – Сретенской. Через 10 лет после упразднения Соломенского мужского монастыря, купец Илья Кононов в 1775 году начал строить на бывшей монастырской территории первую каменную церковь – в честь Сретения Господня. Место было выбрано самое живописное – у пролива на скале из диоритовой брекчии, на так называемом «бараньем лбу». От этой скалы отламывали куски на украшение Исаакиевского собора. В новом храме были устроены два придела – равноапо-стольных Константина и Елены (освящен 1/14 января 1780 г.) и придел Успения Пресвятой Богородицы, освященный в том же году по благословению епископа Олонецкого и Каргопольского Иоаникия 1/16 января.

В 1785 году академик Санкт-Петербургской Академии наук Николай Озерецковский, путешествуя по Ладожскому и Онежскому озерам, записал свои впечатления о Сретенском храме: «Салма (пролив) сия достойна примечания по красивой каменной церкви, на оной стоящей. Тут прежде была пустынь Соломенская или лучше Салменская, по упразднению которой осталась здесь деревянная церковь».

Описание старинной церкви Петрозаводска встречается в работах других известных ученых: академика Я.Г. Зембницкого (1830 г.), действительного тайного советника В.А. Даш-кова (1836 г.) путешественника К.Б., Бергштрессера (1838 г.), академика И.А. Полякова, географа и писателя В.Н. Майнова (1880 г.), академика Ф.Ю. Левинсона-Лессинга (1884 г.), писателя и путешественника К.К. Случевского (1891 г.)

Многое повидали за долгие годы стены Сретенского храма. Красивую церковь на скале считали за честь посетить Августейшие Особы: Цесаревич Великий Князь Николай Александрович (в 1863 г.); Государь Великий Князь Алексей Александрович (в
1870 г.); Государь Великий Князь Владимир Александрович и Государыня Великая Княгиня Мария Павловна (в 1884 г.)

До Октябрьской революции в Сретенской церкви хранились святыни: белые холщевые ризы и два плетенных пояса, вышитые царицей Софьей Алексеевной; серебряно-позолоченный крест с мощами святых; выгнутые стулья, сделанные руками Петра I. К великому сожалению все эти святыни не сохранились до наших дней.

Храм был свидетелем многих трудов и молитв его замечательных настоятелей: отца Феодора Герасимова, протоиерея Ермолая Иванова и его сына, священника Петра, отца Петра Мишурина; отца Иоанна Ухотского. Храм пережил многочисленные переделки, пожары, запустение и поругание. В начале 40-х годов ХХ века Сретенский храм, как и Петропавловская церковь, был закрыт. Последний настоятель храма протоиерей Иоанн Вифлеемский покинул его стены, повинуясь решению безбожной власти. Затем в перестроенном церковном здании в разное время размещались то общежитие, то школа, то магазин…

Однако, по милости Божией, наступило время, когда по настойчивому ходатайству жителей Соломенного и Заозерья, храм вновь был возвращен Церкви. В 1997 г. на Рождество Христово настоятелем Сретенской церкви был назначен иерей Вадим Антипин. Начались богослужения, затеплилась приходская жизнь. В этом же году на Преображение Господне настоятелем храма стал иерей Павел Лехмус. С Божьей помощью, горячими молитвами священника Павла, его трудами, заботами, помощью благотворителей, республиканских и городских властей, стараниями прихожан и просто добрых людей было положено начало реконструкции старинного храма, которая длилась более четырех лет.

27 июня 2003 года восстановленный в своем прежнем, историческом облике Сретенский храм был освящен Архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом с собором духовенства. Он же возглавил Божественную Литургию и Крестный ход. По Божьему промыслу в день освящения Сретенского храма на 1-й Неделе Петрова поста Православ-ная Церковь праздновала память Пророка Елисея, преподобных Варлаама Хутынского и Елисея Сумского (рака с мощами святого находится в одном из соборов г.Петрозаводска), а также 300-летие со времени основания города Петрозаводска.

Такого преображения храм не знал со времен своей постройки! Дивным украшением стал его резной иконостас работы всемирно известных палехских мастеров. Есть в храме старинная, особо почитаемая икона Воскресения Христова. Она окружена «святцами» на весь год и, что самое удивительное, на ней 84 иконы Пресвятой Богородицы. Сегодня красивую церковь «на скале» посещают не только жители города, прихожане окрестных сел, люди приезжают со всей Карелии и издалека, чтобы помолиться в этом благодатном храме.

28 января 2007 году настоятелем храм назначен протоиерей Леонид Леонтюк. Кроме многоразличных трудов по настоятельству, есть у него и другие послушания. Отец Леонид – руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и духовник Кадетского корпуса в городе Петрозаводске. Его хлопотами построены православные храмы в колониях на территории Карелии, налажено дистанционное обучение заключенных по 3-х годичному курсу «Основы Православной культуры». Этот курс разработан на базе подготовительных курсов Свято-Тихоновского Богословского гуманитарного университета. Создана группа по переписке с заключенными. В колониях проводятся конкурсы на лучший пасхальный кулич, резьбе по дереву, живописи, интересных поделок. Лучшие работы заключенных по прикладному искусству в прошлом году были отправлены в Торонто.

Все эти послушания протоиерея Леонида Леонтюка далеко не случайны. До священства его жизнь была тесно связанна с армией. Он закончил Казанское Суворовское училище, затем Вольское высшее военное училище, некоторое время служил на Севере. Ему на собственном опыте известны не только радости, но и трудности, невзгоды и тяготы далеко не простого служения воина-защитника. В храм он пришел с малых лет. И заслуга в этом, прежде всего, его мамы. Даже не словами, а своим примером, она помогла сыновьям обрести твердую веру в Бога и упование на Божью помощь. Эта вера и призвала отца Леонида на служение Богу и людям. Не удивительно, что ныне в церкви Сретения Господня все чаще можно видеть военных разных родов войск. Так благодатно соединились у протоиерея Леонида Леонтюка армейское служение со служением пастырским. В служении ему в храме помогает иерей Валерий Дмитриев, полковник запаса.

В древнейше
м храме Сретения Господня возродилась литургическая жизнь. Присоединяясь к ней, каждый страждущий человек, входящий в храм, способен обрести мир в душе и надежду на спасение души для вечности, ради которых и стоит храм на земле!

Достопамятные юбилейные даты в истории Сретенского храма в 2008 году:

– 230 лет со дня освящения дореволюционного Сретенского храма;
– 5 лет со дня освящения вновь восстановленного храма Архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом.

Источник текста и фото