Отдых в Карелии: экспедиция “Осударева дорога”

Шел 1702 год. Россия вела войну со Швецией, начавшуюся для нее сокрушительным поражением под Нарвой. Неожиданно в голове Петра I рождается сулящий успех военной кампании авантюрный план, для воплощения которого с побережья Белого моря и до Повенца, расположенного на Онежском озере, необходимо было построить дорогу. А поскольку у царя слово с делом не расходилось, то […]

Осударева дорога
Шел 1702 год. Россия вела войну со Швецией, начавшуюся для нее сокрушительным поражением под Нарвой. Неожиданно в голове Петра I рождается сулящий успех военной кампании авантюрный план, для воплощения которого с побережья Белого моря и до Повенца, расположенного на Онежском озере, необходимо было построить дорогу. А поскольку у царя слово с делом не расходилось, то в скором времени с европейского севера России тысячами сгоняются крестьяне, силами которых наводятся переправы на порожистых реках, прорубаются просеки, убираются валуны, стелятся гати на болотах. Вскоре по проложенной сквозь дремучую тайгу дороге, называемой впоследствии не иначе как Осударевой, был осуществлен волок двух малых фрегатов и произведено перемещение войск. В результате марш-броска — взята крепость Нотебург на Ладоге, одержана первая впечатляющая победа над шведами, открыт выход к Балтике.

В школьные годы Осударева дорога – это всего лишь один из фактов биографии Петра I, почерпнутый в учебнике. Для зрелого человека – исторический парадокс. Стоит сопоставить цифры и сразу появляется вопрос, которым терзаются ученые, исследующие египетские пирамиды и мегалиты прошлого. Как это могло быть осуществлено?

На постройку 260–километровой трассы волока топорами, пилами да лопатами ушло менее месяца, на ее преодоление – всего 8 дней! Рекордно короткие сроки. Получается, что русские полки, отягощенные не только кораблями, но и полутора сотнями пушек, двигались по дикой и труднопроходимой местности со скоростью более 30 километров в день.

Сегодня не счесть копий, сломанных историками и топонимистами вокруг судьбы Осударевой дороги. Отпраздновавшая трехсотлетний юбилей, историческая магистраль сейчас больше соткана из догадок и домыслов, нежели бревен, спрятанных под толстым слоем мха. Испытав на собственной шкуре, что означает движение по гати, участники off-road экспедиции «Осударева дорога», состоявшейся осенью 2004 года под руководством петрозаводчанина Тимофея Рогожина, допускают, что Петр I мог в короткие сроки осуществить не имеющий аналогов в истории марш-бросок по заранее подготовленный трассе, но не верят в возможность волока фрегатов.

Октябрь в Карелии – месяц падающих листьев, ледяных дождей и мокрого снега, раскисших дорог, бросающих вызов любому, кто отважится на путешествие… Но у экспедиции была цель: продвинуться по болотным гатям, просекам и лесным дорогам от Вардегорского мыса, где начинался легендарный путь Петра I, до старинных деревень Выгорецкой Республики, а там и до Повенца, и в дороге обогнать по времени петровское войско. Сочтя, что начальные условия грандиозного рейда и экспедиции примерно уравниваются наличием внедорожной техники и отсутствием заранее подготовленного бревенчатого настила, участники экспедиции на трех разномастных УАЗах – «Hunter», 3153 и «буханке» — 5 октября отправились в путь из столицы Карелии — Петрозаводска.

Сегодня сказать о том, где именно пролегала уникальная трасса – невозможно. Возводимая максимально скрытно, чтобы утаить перемещение войска, еще в старину она картографически не была привязана к местности. Значительный участок дороги был уничтожен при строительстве Беломорско-Балтийского канала. В настоящее время сохранились лишь отдельные участки деревянных гатей, просеки и ряд названий мест по ходу продвижения петровского войска: Государев клоч: по преданию здесь царь Петр устроил небольшой привал, а жители близлежащей деревни потчевали его обедом. Щепотева гора названа в честь главного изыскателя и устроителя Осударевой дороги сержанта Преображенского полка Михаила Щепотева. Петровский Ям — место стоянки войск на Осударевой дороге в преддверии форсирования с помощью понтонных мостов реки Южный Выг.

Вблизи Вардегорского мыса off-road — экспедиция оказалась 7 октября. Однако именно с этого дня был начат отсчет времени. К самому мысу не дал подъехать развалившийся мост. Для чистоты эксперимента, чтобы двигаться четко по плану, ее участники отправились к Белому морю пешком. Старинной пристани или каких-либо построек, прямо указывающих на начало беспрецедентного волока, кроме как таблички нашего времени с надписью: «16 августа 1702 года здесь начиналась первая государственная дорога в Республике Карелия «Осударева дорога» — нет. Впрочем, исследователи склоняются к версии, что если и поднимали фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» на берег, то дел
али это традиционным поморским способом: во время прилива корабли сами «вползли» на подготовленные для их транспортировки конструкции, которые затем лошадьми подняли на берег, а, значит, пристани в привычном понимании этого слова здесь никогда и не было.

Остаток дня потратили, чтобы добраться до Нюхчи. Известность поморское село получило как раз в петровскую эпоху, потому как под Осударевой дорогой понималась именно «першпектива» Нюхча — Повенец. Село вот уже как четыреста лет стоит на берегу одноименной речки и даже сегодня представляет собой картину подлинной старины: потемневшие от времени и непогоды избы с белыми наличниками на окнах, местами покосившиеся заборы, баньки, выстроившиеся рядком на берегу реки…

Нюхча живет по своему укладу и согласно давним традициям. Здесь и двери в домах как века назад подпирают палками: сразу видно, что хозяин отлучился, да и лодки с веслами на воде оставляют, так привяжут слегка веревкой, чтобы течением не унесло.

Петр I для Нюхчи не просто красивая легенда, и не только часть истории, о нем здесь говорят как о близком человеке. Разговариваешь с жителями села, а ощущение такое, что все события многовековой давности разворачивались буквально вчера. Здесь каждый с детства в мельчайших подробностях знает, как встречали царя Петра, чем угощали, как провожали всем селом в путь. Покажут здесь и место, где стоял большой двухэтажный пятистенный дом, в котором ночевал царь накануне похода.

А еще в Нюхче пекут удивительно ароматный хлеб…

Если для кого-то северо-западная Карелия – сказка вековых деревьев и быстрых рек, то для экспедиции она стала краем глухих болот, многокилометровых гатей, размытой дождями глины, полуразрушенных и разрушенных мостов, медвежьей страной, чьи свежие следы участники экспедиции не раз видели на дороге.

Двигаться по гати — удовольствие весьма сомнительное, даже на внедорожной технике. Чтобы это понять, достаточно проехать всего несколько метров. Мокрые и скользкие, нередко подгнившие бревна уходят вниз под тяжестью УАЗа, надрывный рев мотора, фонтаны брызг из-под колес. Небольшой уклон и машина начинает боком съезжать на край «дороги», рискуя завязнуть в болоте. C немалым трудом, но зыбкие пространства болот экспедицией были преодолены. Мысль о том, что триста лет назад в этом же лесу, стоя по колено в воде, при свете смолистых факелов, почти без сна, недоедая, рубились с бездорожьем русские мужики, строили не просто дорогу, а путь к величию и славе российской, не давала покоя…

Первый этап off-road экспедиции закончился в Сумском Яме, дальше легендарная трасса затоплена Выгозерским водохранилищем. Деревянный простой крест в лесной глуши и рядом с ним небольшая табличка: «Сумский ям» здесь проходила первая государственная дорога в республике Карелия «Осударева дорога» — все, что осталось от века великих свершений.

Здесь маршрут экспедиции ушел в сторону от Осударевой дороги — в направлении Выгорецкой республики, располагавшейся в верховьях рек Выг и Лекса и добрых полторы сотни лет являвшейся оплотом старообрядчества на Русском Севере. Теперь вдоль Выга — вереница покинутых деревень. Когда-то крепкие крестьянские избы покривились, провисшие крыши зияют огромными дырами. В одном из домов уныло скрипят почти оторванные ветром ставни…

Узнав об общине, Петр I решил было попа с подьячими к ним направить, да отговорили его советники. Россия тогда остро нуждалась в развитии военной промышленности, а среди выговцев было немало рудознатцев и кузнецов. Как сейчас бы сказали, построили староверы свои отношения с петровской администрацией на коммерческой основе. Да еще и в Повенец лучших плотников и мастеров лодки делать отправили.

Бензин почти на исходе. До ближайшей заправки – несколько десятков километров бездорожья. На три машины осталась одна запаска. Выход напрашивается сам собой: заправить из последней канистры бензином только одну машину и отправить ее за топливом, а остальным двигаться, пока баки совсем не опустеют. Роль спасителя выпала «буханке», которая мигом растворилась в упавшем на землю тумане. В двух идущих следом УАЗах бензин закончился практически одновременно. Томительные часы ожидания экипажи коротали в остывающих под ледяным дождем машинах. Радостно сигналя, «буханка» появилась, когда уже совсем стемнело. Наутро сильно подморозило: палатки покрылись инеем, а один из УАЗов напрочь отказался заводиться. Продолжать путь ему пришлось, болтаясь на тросе. Но даже эта мелкая неприятность уже не могла
ничего сделать со стремительно сокращающимися до цивилизации километрами …

Асфальт всегда начинается как-то неожиданно… Вот и Повенец. Пройдя сложный путь, царь Петр появился здесь 26 августа 1702 года и сразу же начал подготовку к водному походу на Ладогу. Вскоре вся петровская рать на больших озерных карбасах выдвинулась из Повенца на юг…

Off — road экспедиция завершена. Всего 5 дней потребовалось ее участникам, чтобы пробиться по стопам петровского войска. Машины петрозаводчан, подготовленные для передвижения по тяжелому бездорожью, шли со средней скоростью 5-10 километров в час. На отдельных участках – едва-едва ползли. Возможность круглосуточно передвигать тяжелые фрегаты со средней скоростью более одного километра в час после всего пережитого кажется иллюзорной.

Вместе с тем, экспедиция «Осударева дорога» внесла свой существенный вклад в развитие off-road движения в России. Ее участники, первыми пройдя маршрут на внедорожниках, сделали его доступным для каждого, кто ценит вкус настоящей кочевой жизни, общество близких по духу людей, свободу в выборе маршрутов, возможность побывать в удаленных от проторенных туристических троп местах – там, где открываются фантастические в своей первозданности пейзажи природы.

Автор: Богатырева Елена
Фотографии: Игорь Георгиевский
Статья опубликована в журнале «За рулем» (ноябрь 2005)
Источник текста и фото